22-07-2025
Ева Беленькая: «Это – профессия, в которой обмануть невозможно!»

В Министерстве курортов и туризма Республики Крым создан отдел регионального государственного контроля (надзора) в сфере туризма. Одна из функций которого – осуществление государственного контроля в части деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков. С 1 марта 2025 года все, кто занимаются экскурсионной деятельностью в России, обязаны пройти аттестацию. На территории Республики Крым, как и любого другого субъекта РФ, ни один экскурсовод, инструктор-проводник или гид-переводчик не имеет права оказывать деятельность без пройденной аттестации.

Процедуру аттестации в республике проводит Министерство курортов и туризма РК. Для ее прохождения необходимо подать установленный пакет документов через портал Госуслуги, сдать экзамен, а затем получить нагрудный знак экскурсовода. Этот бейдж служит подтверждением легальности работы специалиста. Наведя телефон на QR-код на бейдже, можно увидеть, что экскурсовод находится в федеральном реестре экскурсоводов.

Для контроля деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов проводников предусмотрен специальный режим контроля – постоянный рейд на туристических и экскурсионных маршрутах. Работающие без аттестации или идентификационной карточки экскурсоводы, инструкторы-проводники могут быть оштрафованы на 7–10 тысяч рублей; юридические лица на 50–100 тысяч. А не уведомление инструктором-проводником МЧС о сопровождении на опасных маршрутах: 7–10 тысяч.  За повторные нарушения штрафы увеличиваются в 2–3 раза.

О специфике подготовки экскурсоводов, от профессионализма которых во многом зависит восприятие нашего полуостров гостями, захотят ли они снова приехать в Крым, беседуем с преподавателем профильных дисциплин специальности «Туризм и гостеприимство», а также иностранного языка Таврического колледжа КФУ, где готовят кадры для этого вида деятельности,  Евой Беленькой.

– Ева Робертовна, по мнению Вашего коллеги доцента кафедры туризма Таврической академии КФУ  Игоря Вахрушева, Крыму требуется более двух тысяч квалифицированных экскурсоводов. Сейчас в регионе около 500 действующих аттестованных экскурсоводов, что явно недостаточно. В чем причина такой ситуации и как можно решить эту проблему?

– Действительно, Крым испытывает острую потребность в таких специалистах. Особенно в высокий сезон, который традиционно наступает в  нашем регионе с мая по сентябрь. А также в новогодние праздники, когда идет активный рост туристско-экскурсионного потока. Крым, впрочем, как и многие другие российские регионы, рискует остаться без достаточного количества экскурсоводов и гидов-переводчиков. Опять же, по данным из открытых источников, дефицит этих специалистов в настоящее время оценивается примерно в 250 тысяч человек и продолжает расти вместе с увеличением потока туристов в регионы России. Поэтому еще несколько лет назад в программе обучения студентов нашего колледжа по направлению подготовки «Сервис и туризм» был открыт набор на новую специальность «Туризм и гостеприимство», в программе которой сохранился профессиональный модуль «Предоставление экскурсионных услуг». В дипломах выпускников отображаются все показатели успеваемости по дисциплинам, связанным с экскурсионной деятельностью. А на днях Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, позволяющий студентам колледжей и вузов, обучающихся по специальностям, связанным с туризмом, работать экскурсоводами и гидами-переводчиками после прохождения промежуточной аттестации. Теперь им не понадобится дополнительное профессиональное образование, если они успешно пройдут экзамены по соответствующей дисциплине оказание услуг экскурсовода или гида-переводчика. Естественно, сохраняется обязательное условие достижение обучающимися и студентами возраста 18 лет. А также подтверждение квалификации каждые пять лет.

– Сегодня Крым находится на третьем месте после Санкт-Петербурга и Москвы по числу аттестованных экскурсоводов, гидов-переводчиков. И все же, почему их у нас не хватает?

– С 1 сентября 2022 года в Крыму введена обязательная аттестация экскурсоводов и гидов. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ, которое будет действовать по 31 августа 2028 года. А с 1 марта 2025 года работать экскурсоводом может только аттестованный специалист. Хотя пройти аттестацию (аккредитацию) совсем непросто. Надо очень много знать. Но несмотря на то, что в Крыму катастрофически не хватает экскурсоводов, особенно в сезон, я согласна с этими требованиями. Ведь даже те, кто получил эту профессию в учебном заведении или окончил соответствующие курсы, не всегда потом трудятся по специальности. И по сути, им надо заново  учиться, если они захотят вернуться в профессию. Все-таки работа экскурсовода специфическая и не все с ней справляются. Это нервы, постоянное общение с разной категорией граждан, и каждому экскурсанту надо уделить внимание, а иногда, извините, вытерпеть. Не все психологически справляются с такой нагрузкой. Не говорю уже о том, что экскурсовод должен владеть очень большим пластом знаний. А у нас много интересного можно посмотреть, узнать, как говорится, и в глубину, и в ширину. Конечно, этот пласт трудно «поднимать», и многие молодые экскурсоводы боятся, что как раз необходимых знаний им не хватит. А это профессия, в которой обмануть невозможно! Если обманешь, то получается, что в твоем лице обманщиком выступает  весь Крым, – улыбается.

 – Но, ведь и Москва не сразу строилась…

 – Естественно, каждый экскурсовод, будь он семи пядей во лбу, с первых дней работы не сможет помнить, держать в голове всю необходимую информацию, это с опытом приходит. Сначала надо брать один маршрут, изучать его более глубоко, расширять. Со временем приходит понимание, что уже овладел достаточным объемом знаний, можно осваивать еще один маршрут, а далее и другие. И при желании можно достичь таких высот в экскурсионном мастерстве как, например, такие наши известные крымские краеведы-экскурсоводы как Татьяна Брагина, Иван Коваленко, Екатерина Лукьяненко, Марьяна Черезова и многие другие именитые специалисты своего дела. И все равно, «белые пятна» останутся, потому что невозможно все узнать и выучить.

 – То есть, чтобы стать профессионалом, экскурсовод должен постоянно учиться?

 – Безусловно. Если нет стремления узнавать новое, а главное, не любить Крым, не изучать его историю, лучше сразу подумать о смене профессиональной деятельности. Ведь любая неизвестная ранее информация непременно «потянет» за собой  дополнительную. И эта цепочка бесконечная,  работа, в которой ты всю жизнь учишься, читаешь, запоминаешь, пополняешь свою копилку знаний. Плюс новизна сегодня узнаешь одно, а завтра в архиве нашли какой-то неизвестный ранее документ, и ты уже по-другому открываешь для себя ту или иную страницу истории. Экскурсовод это обществовед, историк, биолог, зоолог, социолог, психолог, образно говоря, «в одном флаконе». И политолог тоже, ведь сообщать ту или иную информацию необходимо с учетом  всех нюансов нынешней действительности.

 – Подготовка такого специалиста должна быть комплексной или  специализация какая-то необходима?

 – Желательно комплексная. Да, экскурсоводом может стать человек любой специальности, но определенная физическая подготовка ему нужна однозначно. У него должны быть крепкие здоровье, выносливые ноги и прочный позвоночник, потому что стоять на одном месте и что-то рассказывать – это нагрузка немаленькая. И потом, он должен в любую погоду – снег, дождь, ветер и в горы пойти, у нас на ЮБК тоже достаточно подъемов и спусков, и на любой другой экскурсионный маршрут. Экскурсовод не может надевать темные очки, потому что обязан держать зрительный контакт с  экскурсантами. Хотя они могут быть в очках, но гид должен каждому рассказывать, по сути, общаться с каждым «глаза в глаза». Если же гид надел очки все, он поставил психологический барьер с группой, экскурсанты его уже «не видят», а воспринимают, извините, как громкоговоритель.

 – Сегодня много желающих стать экскурсоводами? В колледже конкурс большой на эту специальность?

 – Недобора абитуриентов никогда не бывает.

 – Вы уже достаточно времени занимаетесь подготовкой экскурсоводов, гидов-переводчиков, сразу видите, кто из студентов в будущем может стать хорошим специалистом?

 – Редко ошибаюсь, правда, у меня жесткие требования, – улыбается. – Но бывает  и так, что ребята открываются в процессе обучения, у них, как я говорю, начинает «голова кипеть». Но честно скажу, поначалу всех студентов надо заставлять работать, например, разработать ту или иную экскурсию.  И когда они это сделают, мы идем и, что называется, «на земле» ее апробируем, по ходу анализируем, выявляем недочеты и сильные стороны  маршрута. То есть, все происходит в реальной обстановке. И часто вроде бы студент, который хорошо учится, но выполняет только то, что нужно, больше его ничего не интересует, и ты не ожидаешь от него никакой отдачи, на практике открывается по-новому, что-то его «торкнет»  и он начинает работать, собирать какие-то эксклюзивные, неизвестные ранее материалы для своей экскурсии. Потом я выясняю, что он, например,  нашел у родственников медали своего прадедушки, участника ВОВ, узнал подробности его боевого пути, и эту информацию использовал во время своей экскурсии, и даже настоящие боевые награды  принес показать всем. Разные экспонаты ребята приносят на такие практические занятия. Также я настаиваю на том, чтобы их экскурсии проходили с интерактивом, а не просто они монотонно рассказывали что-то  «посмотрите сюда,  теперь посмотрите сюда», а чтобы вовлекали экскурсантов в процесс познания, получения информации  с помощью какого-то конкурса, игры и т.д. А в итоге, самым активным экскурсантам, как правило, вручаются какие-то мини-сувениры. Согласитесь, получившим их в качестве приза, будет приятно.  Да, в будущем, работая экскурсоводом  выпускники нашего колледжа не обязательно будут это делать, но какие-то элементы из такой учебной экскурсии все равно возьмут. И, надеюсь, будут заинтересованы трудиться этой специальности. И элементы дегустации, и мастер-классы ребята проводят в ходе своих учебных экскурсий. Например, в прошлом году они делали историческую экскурсию по Симферополю. Провели ее в разных образах: там, где раньше была гимназия, экскурсантов встречала и рассказывала о ней барышня-гимназистка в соответствующем наряде того времени, возле здания, где когда-то размещалась редакция газеты, экскурсию продолжила студентка в роли журналистки, а возле театра – актрисы и т.д. На одной из точек они рассказали об Алексее Ивановиче Абрикосове русском предпринимателе, который считался королем кондитеров, его фабрика была и  в Симферополе. О шоколадках, мармеладе, пастиле и другой продукции, которую производили на предприятиях Абрикосова, ходили легенды. Более того, наши ребята угостили экскурсантов мармеладом, который упаковали в стилизованную под  «абрикосовскую» коробочку. Естественно, мармелад был магазинный, тем не менее, туристы были в восторге, и с удовольствием им лакомились. Естественно, перед любой дегустацией авторы экскурсии интересуются, есть ли у кого-то аллергия на определенный  продукт. И при самой дегустации соблюдаются гигиенические нормы – индивидуальная упаковка, одноразовые перчатки (при необходимости), деревянные шпажки, антисептики и т.д.

Наши студенты проводили интересную экскурсию «Образовательный Симферополь», на которой рассказывали где, когда и какие были в нашем городе учебные заведения. На одной из точек рассказывая об одном учебном заведении советского периода, ребята напомнили экскурсантам печальные «лихие 90-е» годы, когда студентам тоже было нелегко выживать. И…  угостили всех экскурсантов маленькими кусочками хлеба с маслом и сахаром. Те, кто был постарше и помнит то непростое время, конечно, были в восторге, – улыбается.

– Такой творческий подход студентов  будущих экскурсоводов затрагивает душевные струны, пробуждает дремавшие глубинные эмоции.

– А без этого нельзя стать хорошим экскурсоводом. Поэтому, например, мы учим их непременно использовать в ходе экскурсии в том или ином варианте какие-то игровые моменты. Причем иногда, я сама удивляюсь, тому, как креативно решают эту задачу ребята. Без таких моментов тоже современная экскурсия не будет иметь успеха, да, она может запомниться, но такой подход усилит ее эмоциональную часть. Если просто монотонно, и даже с интонациями, рассказывать экскурсантам о чем-то, есть большая вероятность, что им очень быстро станет скучно. А когда экскурсовод вовлекает их в процесс познания и вместе с ними, к примеру, что-то делает, сами экскурсанты начинают общаться и между собой, выполняя определенное задание, им становится интересно, и, конечно, информация запоминается лучше.

– Экскурсовод, несомненно, профессия интересная, интеллигентная и красивая. Поэтому, часто туристы стремятся пойти на экскурсию, которую проводит определенный экскурсовод.  Его хотят слушать,  как  и врача, в профессионализме которого не сомневаются. И, как по мне, модные нынче аудиогиды, аудиоэкскурсии нивелируют значимость этой специальности, а нередко  «убивают» всякий интерес, желание  узнавать что-то новое, увидеть, размышлять, анализировать.  Для «живого» экскурсовода, тем более профессионала, такие «аудиоколлеги» серьезные конкуренты?

– Наверное, так воспринимает аудиогиды, аудиоэкскурсии старшее поколение. Я тоже не согласна с массовым внедрением такого формата экскурсий, когда непосредственное общение экскурсовода и экскурсанта уходит на второй план. Но увы, это  дань современности, и мы от этого никуда не уйдем.

– Что, по большому счету, отбивает желание у молодежи посещать экскурсии. Зачем куда-то идти или ехать, если можно быстро послушать аудиогида или  посмотреть в интернете  видео  о том или ином экскурсионном объекте.

 – Недавно мы со студентами ездили на экскурсию в Балаклаву,  в музей подводных лодок, где как раз проводят аудиоэкскурсии. Даже ребята признались, что «не цепляет». Я им рассказала, как там было раньше, когда  экскурсии проводили экскурсоводы. Да, сейчас в этом музее все прекрасно оборудовано, проложен удобный маршрут, организованы тематические залы и переходы между ними, технически хорошо сделали – подсветки, аудио и видео эффекты и т.д. Но нет живого контакта, когда экскурсант может спросить, переспросить, уточнить что-то у экскурсовода или он сам захочет добавить какую-то информацию по теме экскурсии. Увы, дешевле один раз аудиоэкскурсию записать, чем содержать штат экскурсоводов. Его же надо еще набрать, что непросто при нынешнем дефиците этих кадров на рынке труда.

– Как известно, скупой платит дважды. Сегодня, когда во главу угла ставится воспитание патриотизма, любви к Родине, причем не только у молодого поколения, такой сугубо технический подход к экскурсионному делу может навредить. Есть вещи, на которых нельзя экономить.

– Конечно, патриотизм, любовь к Родине, это только «глаза в глаза», только личные эмоции экскурсовода, слезы, которые появляются в глазах экскурсантов, когда он им что-то с душой рассказывает, с надрывом. А не диктор, который записал и красиво прочитал какой-то текст для дальнейшего прослушивания.

– Может сообществу экскурсоводов пора обратить внимание на эту «сторону медали» экскурсионной отрасли, потому что в будущем, извините, это может «аукнуться»?

– Не исключено. Это, опять-таки, связано с образованием. Если сегодня очень часто онлайн-курсы могут заменить непосредственное общение с аудиторией, с преподавателем, который, к примеру, может вообще отойти от темы занятий и рассказать о том, что волнует слушателей, о том же патриотизме, привести какой-то пример из жизни, то у онлайн-курсов, которые тоже готовят экскурсоводов, этого, как правило, нет. А стать хорошим специалистов в этой сфере деятельности, как я уже говорила,  можно только  тогда, когда затронешь  душу экскурсантов.  Особенно, если это школьники дети очень непростая целевая аудитория. Для нее нужно особенно тщательно готовить  экскурсоводов, они должны обладать комплексными знаниями  о достопримечательностях Крыма, исторических личностях и многое другое знать. Это сложная задача, взрослого экскурсанта не всегда получается увлечь. Но он сознательно приходит на экскурсию, а детей, чаще всего, приводят родители, родственники, учителя. Попробуй, удержи внимание ребенка! Поэтому на таких экскурсиях необходимо использовать всякие игры, шутки-прибаутки, сказки, надо уметь вместе с детьми и похлопать, и потопать.  Да, информации им нужно давать меньше, но в то же время, по-другому не лекцию читать, а, например, в виде квеста или соревнований, конкурсов.  И обязательно, победителей следует награждать. И не забыть о поощрительных призах для всех остальных. Пусть это будет какая-то безделушка, но ребенок принесет ее домой и с гордостью расскажет, за что получил приз. А мама или папа ему предложат на другую экскурсию пойти и брата или сестру с собой взять. Изначально мне тоже казалось, что работа экскурсовода несложная рассказал что-то на определенную тему, тебе поверили и все, – улыбается. – Увы… Хороший экскурсовод должен очень многое знать, обладать широким кругозором. И молодые люди, начиная работать экскурсоводом, как мне кажется, с одной стороны этого тоже боятся. А с другой, знают, что можно заработать  деньги более легким путем один раз выучить материал для экскурсии и работать, как говорится, по накатанной. Но к счастью, есть у нас и заинтересованные ребята. В прошлом году в Школе экскурсовода со мной учились три моих студента. К сожалению, они пока не настроены пойти работать экскурсоводом. Хотя им очень нравится эта профессия, нравится вести экскурсии. Надеюсь, что после окончания ВУЗа у них  все сложится хорошо, и они все-таки найдут себя в этой специальности. Правда, есть еще один фактор, который тоже способствует кадровому голоду в экскурсионной деятельности, это – нестабильный заработок для начинающих экскурсоводов. Все зависит от того, наберется группа экскурсантов или нет, пригласят тебя работать на том или ином маршруте, или нет.

– Тем не менее, многие ваши студенты уже могут дать фору некоторым маститым специалистам экскурсионного дела. Они неоднократно побеждали в различных конкурсах профессионального мастерства. И даже проводят экскурсии для иностранцев.

– Особенно ребятам нравится конкурс экскурсий «Интересный Симферополь». Мы уже 5-й раз в нем участвуем и занимаем призовые места. Правда с каждым годом все труднее оставаться в лидерах, поэтому готовиться к нему надо основательнее. Ведь география его участников расширяется, появляется здоровая конкуренция и надо очень постараться, чтобы не повторяться. Кстати, я раньше думала, ну что в Симферополе такого суперинтересного!  А когда мы с ребятами начали изучать историю города, поняли, какой огромный пласт информации еще ждет своих исследователей. Кстати, наши студенты тоже начинают по-другому смотреть на город, замечать на его улицах много интересных исторических деталей, о которых, наверное, даже старожилы не знают. Они часто мне говорят: Ева Робертовна, мы уже просто по городу не ходим, непременно что-то новое увидим, найдем, какой же красивый наш Симферополь! И меня это очень радует, ведь экскурсоводу очень важно быть внимательным, «заточенным» на то, чтобы открывать для себя что-то ранее неизвестное.

 – А какую экскурсию студенты колледжа проводили иностранцам?

– К нам обратились сотрудники КФУ с просьбой провести экскурсию для иностранных студентов университета. Они прошли по маршруту, посвященному 80-летию Великой Отечественной войны. В группе были представители 18 государств. Мы подготовили экскурсию на английском языке. Но перед ее началом  студенты-иностранцы обратились к нам с просьбой повторять ее и на русском языке, поскольку в их группе были  граждане  из франкоговорящих стран, которые английского вообще не знают. Мои девочки- экскурсоводы быстро сориентировались и блестяще справились с этой задачей, и по завершении маршрута у танка-памятника освободителям Симферополя иностранные участники этой экскурсии  долго аплодировали юным экскурсоводам, благодарили и даже попросили сфотографироваться на память.

– В СССР было три самые мощные школы экскурсоводов – ленинградская, московская и крымская. А сейчас?

– Думаю, что крымские экскурсоводы не утратили своих позиций, а часто, как говорится, впереди планеты всей. Например, у нас первых появился «Театр экскурсий», когда на маршруте, вместе с экскурсоводом работают настоящие актеры, которые играют ту или иную роль и таким образом преподносят историческую информацию экскурсантам. Да, возможно, крымским экскурсоводам не хватает более современного технического оснащения, какое есть у их коллег, в той же Москве. Но на мой взгляд, для интересной экскурсии может быть достаточно усилителя звука, микрофона, без него, учитывая современный уровень шума на улицах наших городов, экскурсоводу сложно работать. Но для участников любой экскурсии главное, чтобы информация, которую они узнают, была интересной, они хотели слушать этого экскурсовода и побывать с ним на других маршрутах. Это и есть, на мой взгляд, настоящий показатель профессионализма экскурсовода.

                                                                                                     Беседовала Елена Озерян

https://crimea.mk.ru/social/2025/07/22/v-kfu-rasskazali-chego-ne-khvataet-sovremennym-gidam-i-pochemu-professiya-ne-vostrebovana.html