17-10-2017
Эрудит в области виноградарства

 

Развитие и восстановление отрасли виноградарства сегодня одна из стратегических задач Крыма, который стремится в кратчайшие сроки стать самодостаточным регионом Российской Федерации. И для этого у него имеется не только желание, но и, самое главное, собственный опыт. Как оказалось, такую задачу  уже приходилось решать крымским ученым. Один из них – профессор Павел Тимофеевич Болгарев. О нем – своем учителе, который длительные годы заведовал кафедрой виноградарства в Крымском сельскохозяйственном институте им. М.И.Калинина ныне АБиП КФУ имени В.И. Вернадского и подготовил  не один десяток специалистов  для этой отраслирассказал профессор вуза Александр Дикань. 

– Вся сознательная жизнь Павла Тимофеевича отдана служению виноградарству. В моей памяти он оставил неизгладимый след истинного ученого, я бы сказал,  эрудита в области виноградарства, – говорит Александр Дикань.- И не только на меня он производил такое впечатление. Чтобы показать масштаб личности Павла Тимофеевича Болгарева,  вкратце расскажу о его жизненном пути. Он родился в многодетной крестьянской семье, в 1921 году поступил в Таврический университет на агрономический факультет, по окончании которого  стал агрономом –организатором, затем учился в Крымском институте спецкультур и одновременно работал в должности ассистента на кафедре виноградарства. После закрытия этого  института  Болгарев перешел  работать  в Северо-Кавказский  сельскохозяйственный институт в Краснодаре. С июня 1928 года  и по ноябрь 1929 года находился в научной командировке в Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, где изучал виноградарство и переработку винограда на безалкогольные продукты.

Поэтому его иногда называли «новый русский»?

 – Возможно. Чтобы понять, каким был Павел Тимофеевич,  приведу такой пример. Будучи в Италии он встречался  с Максимом Горьким, который впоследствии ее описал. Зачитаю далеко  не полный текст: «Расскажу, как один из агрономов сконфузил меня, – пишет Максим Горький.- Это было в Сорренто. Я чистил дорогу к заливу, когда ко мне подошел розовощекий, светловолосый и чистенько одетый молодой человек.

Мне показалось, что это – норвежец, швед или датчанин. Рассчитывая отдохнуть от работы пером на работе лопатой и граблями, я встретил его не очень любезно. Но он заговорил по-русски. Значит – служащий торгпредства, получил отпуск, путешествует.

И снова я ошибся: он… работает по культуре винограда на Кубани, командирован изучать виноградарство в Европе, был на Рейне и Мозеле, в Шампани и Бордо, обследовал Тоскану и вот явился сюда, на юг. Естественно было спросить его: какого же он мнения о виноградарстве Италии? Спросил. И в ответ юноша с изумлением произнес горячую речь, свирепо издеваясь над итальянской культурой винограда. Окончательный его вывод был прост, как шар: никакой культуры винограда в Италии нет.

– Можно только удивляться терпению здешней лозы и плодородию почвы, а крестьяне-виноградари – варвары, – так, приблизительно, сказал он. Это совпадало с моими небогатыми наблюдениями, но все же я подумал, что юноша чрезмерно свиреп и немножко смешно заносчив.

– Сколько вам лет? – осведомился я.

– Двадцать шесть.

– Давно работаете в этой области?

– Четвертый год.

– Вам, вероятно, известно, что культура винограда насчитывает здесь за собою тысячи две лет?

– Ну, что же! И пшеницу давно сеют, но ведь тоже плохо, – сказал он, вздохнув, и – покраснел. А затем ошеломил меня:

– Вы полагаете, что я горячусь по молодости моей? Нет, видите ли, у меня кое-какие работы напечатаны на немецком языке, я Вам пришлю, если интересуетесь… Прислал. Мне перевели его работы на русский язык, узнал я их оценку компетентными людьми. Очень смущен моим недоверием к нему и нелюбезным приемом. Но – зачем он так возмутительно молод!».

Из этой беседы с А. М. Горьким можно сделать вывод, что Болгарев был «возмутительно молод» в период своего становления как ученый, но уже имел свои оригинальные мнения и самостоятельные суждения на современное состояние виноградарства и виноделия и пути их развития.

– Это ценное качество во многом обусловило в дальнейшем способность Болгарева видеть ключевые проблемы отрасли и находить верные способы их разрешения. Например, огромное внимание он уделял вопросу расширения культуры столовых сортов винограда. И не случайно. У него возникла мечта – увеличить  возможности потребления винограда в свежем виде, сделать его доступным для широких масс населения. В том числе  и в виде безалкогольных продуктов переработки винограда, таких как соки и концентраты. И он начал проводить  большую работу по организации соковых заводов в Севастополе, Одессе, Тирасполе, Бердянске. Павел Тимофеевич  становится признанным  специалистом по безалкогольной  переработке винограда. В опубликованном в 1931 году труде «К технической характеристике сортов винограда» он предложил оригинальный метод  определения устойчивости столовых сортов винограда  при перевозке и хранении. Описал сконструированные  им же приборы, которые вошли в практику всех лабораторных исследований по определению прочности  прикрепления ягоды к плодоножке, прочности кожицы на разрыв и раздавливание.

Вопросы транспортировки и длительного хранения столового винограда находились и в плане научных исследований кафедры виноградарства Крымского сельхозинститута  в 60–70 годах прошлого столетия. Они проводились на базе совхоза-завода «Малореченский».Для зимнего хранения столовых сортов винограда  был построен первый в Крыму холодильник, а затем и второй, в юговосточной зоне, в винсовхозе «Коктебель».

По инициативе  Болгарева была возведена первая и единственная в стране объемная камера для хранения в зимний период наиболее лежкоспособных столовых сортов винограда в регулируемой газовой среде, что позволило свести к минимуму активный процесс дыхания ягод и резко сократить их потери. Это дало возможность направлять на реализацию свежий виноград для круглогодичного потребления. Сбылась мечта Павла Тимофеевича – население городов и приезжающие в Крым отдыхающие, не только в бархатный сезон, но и в любое время года могли потреблять в свежем виде этот прекрасный плод (ягоду), а также, по назначению врачей, в Крымских здравницах проходить курс виноградолечения. Высококачественного столового винограда разнообразных сортов стало больше.

Кстати, при кафедре виноградарства был создан сортоиспытательный участок, где находилось 220 сортов винограда. Для учебных и научных целей  была организована ампелографическая коллекция, включавшая свыше 700 сортов, был создан формировочный участок из 25 форм кустов винограда. Весь коллектив кафедры и Павел Тимофеевич  был крепкими узами «связан» с реальным производством.  Что сейчас тоже является для нас одной из главных задач. Не было такого виноградного  хозяйства, где бы ни побывал  Павел Тимофеевич. К его советам и рекомендациям чутко прислушивались. Но и он, в свою очередь,  учился у производственников. Много внимания  уделял обобщению передового опыта и его распространению, а также внедрению в производство.

 – Сейчас архиважная задача для Крыма возродить это самое производство, и, в первую очередь, виноградники, пострадавшие в «горбачевскую» эпоху. Тем более, государство сегодня выделяет  на эти цели серьезные финансы.

 – И для этого необходим, в первую очередь, качественный посадочный материал. Желательно собственный.  Поэтому, профессор Болдырев уделял внимание питомниководству. И, в частности, изучению филлоксероустойчивых подвоев, маточников подвойных лоз, увеличению выхода стандартных саженцев из школки. Была разработана целая система агромероприятий применительно к природным условиям Крыма. Под руководством Болдырева велась большая работа по сортоизучению винограда. Его научно-исследовательская работа внесла ощутимый вклад  в развитие  виноградарства  Крыма, юга Украины и виноградарских регионов теперь уже бывшего СССР.

 Велики заслуги  профессора  Болдырева  и как высококвалифицированного педагога по подготовке специалистов не только для производства, но и кадров для вузов и научно-исследовательских учреждений через аспирантуру. Под его руководством  подготовлено несколько тысяч специалистов по виноградарству- выпускников Крымского сельхозинститута. Кафедра виноградарства, руководимая П. Т. Болгаревым с 1932 по 1967 годы, была не только учебным центром практического виноградарства, но и научной школой. Из нее вышли в большую науку десятки дипломированных кандидатов и докторов наук, академиков.  Я тоже слушал его лекции, сдавал ему экзамен по виноградарству, был постоянным  участником  научного студенческого кружка виноградарства, которым руководил Павел Тимофеевич, учился  под его руководством в аспирантуре и сохранил  в памяти  самые теплые  и добрые  воспоминания  о нем – своем УЧИТЕЛЕ. В жизни он был человеком с открытым лицом, среднего роста, худощавый, слегка прихрамывающий. Высокий лоб, длинные «мужские», уложенные на сторону и немного подкрашенные волосы, внимательные глаза за очками. В зубах – янтарный мундштук с сигаретой. О его настроении можно было судить по наклону головы, положению руки с мундштуком и скорости движения табачного дыма, выпускаемого на выдохе. Немногословный, с мягким убаюкивающим голосом, внимательный к собеседнику, настроенный больше рекомендовать и учить, чем поучать. Но, его малоразговорчивость компенсировалась тщательной отработкой мыслей и действий. В то же время Павел Тимофеевич отличался приветливостью, внимательным отношением к людям, желанием всегда помочь, приятным характером – все это располагало к нему людей.

Как человека, его может характеризовать  и такой случай. В период культа в 1931-1934 годы А.А.Иванов, крупный крымский специалист в области виноградарства и виноделия, был сослан в Казахстан. После возвращения его в Крым, несмотря на такое «прошлое», Павел Тимофеевич  приглашает Иванова на свою кафедру для чтения курса «Ампелография». А после смерти  А.А. Иванова, по просьбе его сына, Павел Тимофеевич приобретает  для института его библиотеку.

 21 октября исполнится 50 лет, как не стало Павла Тимофеевича. Тем не менее, думая о крымском виноградарстве и выстраивая по значимости людей, внесших свой вклад в судьбу отрасли, нам, его ученикам, хочется видеть его в одном ряду с известными греками-виноградарями античной поры, с князем Г. М. Потемкиным, Л. С. Голициным. И, конечно же, с простыми тружениками-виноградарями недавнего прошлого, добившимися выдающихся успехов в отрасли – дважды Героями Социалистического Труда звеньевой совхоза завода «Коктебель» М. А. Брынцевой, бригадиром совхоза-завода «Судак» М. Д. Князевой и другими крымчанами, благодаря которым наш полуостров стал краем виноградников и виноделия.

Беседовала Елена Озерян.

КРЫМСКАЯ ГАЗЕТА