23 декабря, Крымский федеральный университет. Экологическую ситуацию в Крыму в целом можно оценить, как удовлетворительную и характеризующуюся довольно высокой степенью антропогенной преобразованности территории полуострова с усиливающимся во времени трендом. Однако в отдельных районах и городах полуострова экологические ситуации весьма сильно различаются и могут оцениваться, как благоприятные, хорошие, удовлетворительные или даже неудовлетворительные и напряженные. Об этом сообщила заведующая кафедрой геоэкологии факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии Крымского федерального университета Татьяна Бобра.
Часто результаты оценок экологических ситуаций зависят и от того, какие именно параметры при этом учитываются, какой временной период их осреднения используется. Например, это могут быть параметры загрязнения воздуха, почв, воды; наличие и повторяемость опасных природных явлений; степень антропогенной преобразованности территории.
«Так, если в основу оценки экологической ситуации мы положим, скажем, степень загрязнения природных сред, то в Бахчисарайском, Белогорском, Черноморском районах, Восточном Южнобережье, в Сакско-Евпаторийской зоне экологическую ситуацию можно оценить, как благоприятную. А вот на территориях промышленного севера Крыма (Армянско-Красноперекопский промузел) складывается напряженная экологическая ситуация. В посёлке Ленино, например, оценку экологической ситуации существенно понижает наличие на территории необорудованного полигона ТКО, который уже много лет выступает источником экологической опасности», – прокомментировала Татьяна Бобра.
Количество выбросов углекислого газа в атмосферный воздух ежегодно увеличивается, и новым экологическим вызовом стала проблема мирового уровня – повышение концентрации углекислого газа и других парниковых газов в атмосфере. Крым не стал исключением.
«Если сравнить объём выбросов СО2 в атмосферу с объёмом его поглощения, депонирования лесными экосистемами, то, по данным за 2021 год, для Крыма объём выбросов СО2 (и это только от стационарных источников, выбросы от автотранспорта не учитывались) в два раза превышает поглощение», – отметила Татьяна Бобра.
Для мониторинга поглощения парниковых газов учёные работают над созданием специальных карбоновых полигонов. Речь идет о депонировании из атмосферного воздуха углекислого газа, основным поглотителем которого является древесная и кустарниковая растительность.
«Наш естественный региональный карбоновый полигон – это леса горного Крыма. Однако с изменением климата и усилением антропогенного пресса крымские леса становятся весьма уязвимыми и теряют свою устойчивость, их естественное возобновление замедляется и ещё больше затрудняется. Если продолжать лесонасаждение в степном Крыму, да ещё и на мало продуктивных землях, то, на мой взгляд, желаемого экологического эффекта мы не получим», – подчеркнула эколог.
По словам специалиста, решением проблемы может стать эффективная охрана, менеджмент и лесовосстановление в горно-лесном Крыму, а также создание искусственных карбоновых полигонов. Например, можно применить на практике опыт создания карбоновых полигонов в европейских странах, где специалисты для этого используют посадку быстрорастущих древесных лиственных пород, таким образом через полное изъятие всей биомассы с карбонового полигона, завершая каждые 4-5 лет период депонирования посаженной древесной растительностью углерода.
Анастасия Чебанова
Пресс-служба КФУ