3 марта 2016 г. в Институте иностранной филологии состоялся очередной лингвистический коллоквиум научной школы социолингвистики и социофонетики профессора Петренко А.Д. Участники коллоквиума – молодые ученые, аспиранты и соискатели – заслушали доклад ассистента кафедры немецкой филологии Лихачёва Э.В. Доклад подвел итоги диссертационного исследования языковой вариативности просодических комплексов актуализации спортивного комментария, выполненного в 2010-15 гг. на базе кафедры немецкой филологии под научным руководством доктора филологических наук, профессора Петренко А.Д.
Доклад сопровождался презентацией в Microsoft Powerpoint. Это позволило сделать содержание доклада более наглядным, информативным и доступным. Использование мультимедийных включений (аудио- и видеофрагменты, проигрывающиеся по ходу презентации) соответствовало содержанию исследования и способствовало общей интерактивности доклада.
Присутствующие приняли активное участие в обсуждении презентации, задавая вопросы по теме исследования и методике подготовки доклада и презентации. Ниже приводятся выдержки из доклада:
«В рамках современных экспериментально-фонетических исследований проводится трехэтапный анализ фонетической вариативности сегментных и просодических единиц речи. На аудитивном этапе исследователь выполняет непосредственный анализ корпуса записей в соответствии с целями и задачами исследовательской программы. Результатом такого первичного субъективного анализа является группировка объектов по определенным признакам, отсеивание объектов, не отвечающих критериям, и подготовка анкеты для участников аудиторского анализа. На втором этапе корпус прослушивается профессиональными фонетистами-носителями языка, которые дают характеристику исследуемому объекту согласно вопросам анкеты. На третьем этапе выполняется объективный программный электроакустический анализ, целью которого является подтвердить, уточнить и дополнить данные, полученные на первых двух этапах».
«Исследование вариативности просодических средств спортивного комментария включало в себя прослушивание более 50 часов записей матчей чемпионата Европы по футболу. Аудитивный анализ прослушанных записей позволил отобрать более трех часов фрагментов с наивысшим эмоционально-прагматическим потенциалом (моменты с опасными и голевыми атаками) и поделить их по звучанию на атаки сборной Германии, атаки соперников и атаки третьих команд. Аудиторский анализ подтвердил различия в интонационном оформлении предложенных групп и выделил тенденции изменения основных просодических характеристик (тональных, динамических и временных). Электроакустический анализ позволил обнаружить особенности просодического оформления внутри фрагмента и выделить в его структуре три этапа, которые соответствуют содержанию матча (развитие, завершение и обсуждение атаки). Просодия высказываний на каждом этапе определяется эмоциональным потенциалом, который нарастает на этапе развития атаки, достигает кульминации при завершении и спадает в ходе обсуждения».
Формат проведения лингвистического коллоквиума способствует обмену опытом и идеями участниками научной школы, овладению навыками публичного выступления и подготовки мультимедийной презентации. Состоявшееся обсуждение станет творческим импульсом для новых докладов.