17-12-2015
Человек Мангупа

 

Жизнь учёного может сложиться по-разному. Кто-то идёт по следам М. В. Ломоносова и Н. Теслы, хватаясь за всё, что привлекло внимание, а кто-то всю жизнь занимается каким-то ключевым исследованием. Декан исторического факультета КФУ Александр Германович Герцен относится ко второй категории. Практически всю свою карьеру он посвятил исследованию средневекового города-крепости Мангуп – и как практикующий археолог, и как публикуемый теоретик.

Как это часто бывает, судьбу будущего учёного определил учитель в профессии. «Евгений Владимирович Веймарн у нас преподавал курс археологии. Он занимался именно Крымом, вспоминает А. Г. Герцен. – С 24-го года он уже вел исследования: проводил раскопки на Эски-Кермене и Мангупе. На одной из первых лекций я сказал ему, что хотел бы заниматься археологией, тогда он пригласил меня к нему в лабораторию при Бахчисарайском музее. Практика была уже на Мангупе, и там я «вцепился» в этот объект. Так и получилось, что вся последующая жизнь в науке уже была связанна именно с Мангупом».

Первые серьёзные публикации были написаны Герценом именно под руководством Веймарна и в связке с другими учёными, позже пошли самостоятельные исследования, касающиеся, в основном, системы оборонительных сооружений Мангупа. Собственно, именно с мангупским оборонительным комплексом и связано главное открытие Александра Германовича, сделавшее его имя известным далеко за пределами Крыма.

«Мне посчастливилось в свое время, еще будучи сотрудником Бахчисарайского заповедника историко-археологического, открыть неизвестные здания, участки оборонительной системы Мангупа, которая представляет собой самую большую в Крыму крепость, не без удовольствия рассказывает Александр Германович. Мои раскопки подтвердили исследования тех ученых, которые высказывали мысль о том, что строительство производилось в ранневизантийское время. То есть на эту часть полуострова распространялась власть самых могущественных в то время правителей Византийской империи. Во время правления императора Юстиниана Первого империя переживала свой расцвет, который был обеспечен военными успехами. Византия в то время расширилась до тех пределов, какой не была еще неразделённая Римская империя. Вот тогда в Крыму был маленький участок этой колоссальной по своим масштабам стратегической обороны и системы, которая создавалась на границах империи на протяжении позднеримского и ранневизантийского периода времени. Огромный по масштабам ансамбль культурно-археологический, где одной жизни не хватает для того, чтобы в полной мере изучить все вопросы».

Это открытие сделало Мангуп самым большим крепостным ансамблем в раннесредневековом Крыму и, что важнее, показало стратегическую значимость этой точки для Византийской империи. Впоследствии этот вопрос заинтересовал многих учёных за рубежом, так что Александру Германовичу довелось выступать с докладами на международных византийских конгрессах в Москве, Париже, США. Был также совместный проект с немецкими коллегами из университета Иоганна Гуттенберга в Майнце.

Последние события на полуострове приостановили ранее интенсивное международное сотрудничество, но, по словам Александра Германовича, средства выделяются и раскопки ведутся, а ситуация на политической арене не повлияла на отношения с историками и археологами из ближнего и дальнего зарубежья.

«В этом году мы работаем по гранту с московскими антропологами. Мы сейчас входим в научно-исследовательское научное пространство Российской Федерации. Собственно, у нас с этим нет никаких проблем. Мы всегда имели тесные связи и сохраняли добрые отношения с коллегами, которые в Украине работают. Нам, как говорится, делить нечего».

Помимо исследований на Мангупе Герцен вёл раскопки и на других исторических «очагах», щедро разбросанных по крымской земле. Среди прочего выделяются Чуфут-Кале и Арабатская крепость, перекрывающая путь в Крым со стороны Арабатской стрелки. Но всё-таки чаще фамилию Александра Германовича (за очевидным исключением упоминаний знаменитого однофамильца) связывают именно с горным плато к востоку от Севастополя. Так его знает и Гугл, тут и там предлагая к прочтению «Крепостной ансамбль Мангупа» – издание 1990 года. Но при желании можно найти и около полутораста других публикаций, к которым то и дело обращаются исследователи исторического наследия Крыма.

Александр Германович и сегодня активно занимается исследованиями, в том числе лично принимает участие в раскопках на любимом Мангупе и других местах, совмещая это с работой в университете. Его привлекают в качестве эксперта по различным историческим темам. Не так давно одно из топовых интернет-изданий России Colta.ru обратилось к Герцену с вопросами о переписывании истории и на выходе получило блестящий материал.

То, с каким вниманием он отвечает на вопросы по истории и археологии, говорит нам, что интерес к работе у Александра Германовича не угасает. Этот ученый – лучший пример того, что на увлеченном человеке, занятым любимым делом, совсем не сказывается солидный возраст. Благо, на карте Крыма есть еще много неисследованных «белых пятен» и сотни неразгаданных тайн, чтобы и А. Г. Герцену и другим исследователям не было скучно в последующие годы.

«Конечно, неисследованного в Крыму очень много. Я бы даже сказал, оно не то чтобы не исследовано, а что еще хуже оно просто грабится. Это же огромная проблема: утеряны десятки памятников, не все из которых известны археологам, с досадой говорит Александр Германович. Грабители, в этом отношении, имеют значительно больше возможностей для того, чтобы отыскивать и, откровенно говоря, разорять эти, действительно ценнейшие, объекты. Вот это очень серьезная проблема, о которой должен быть отдельный разговор».

Факультет славянской филологии и журналистики, информационный портал «Студинфо» (http://студинфо.рф) предлагают вашему вниманию серию работ, посвященных известным ученым Крымского федерального университета «ДЕСЯТЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ: ЗНАТЬ В ЛИЦО».

Цель проекта – рассказать о научном потенциале десятого федерального вуза России. Мы приглашаем к участию всех, кто готов поделиться опытом и определить перспективы крымской науки.


Иоанна Бизик, Виталий Халюков