30-09-2016
Анна Репецкая: «Он подарил городу сад»

 

Ботанический сад имени Н.В. Багрова в Симферополе — это островок спокойствия и умиротворения в шумной городской среде. Созданный в 2004 году, он всего за несколько лет превратился не только в крупный научный, образовательный и культурный центр, но и самое любимое место отдыха симферопольцев и гостей города. Это удивительное преображение стало возможным благодаря Николаю Васильевичу Багрову – Почетному крымчанину, бессменному ректору ТНУ, а затем первому Президенту Крымского Федерального Университета имени В. И. Вернадского. 14 октября вуз отметит свой 98-й День рождения.

О том, как из заброшенного парка «Салгирка» удалось создать прекраснейший сад КРЫМИНФОРМУ рассказала его директор Анна Репецкая:

– Это место всегда было родным для университета: здесь работали наши студенты, преподаватели, мы регулярно проводили в «Салгирке» субботники. Однако, при том, что парк был заброшен, проблема передачи его территории вузу стояла остро. Кроме того, Меджлис планировал построить здесь соборную мечеть, хотя «Салгирка» никогда исторически не была связана с крымско-татарским народом.

И в начале 2000-х годов противостоять этому агрессивному влиянию было непросто. Только один человек смог это сделать. Николай Васильевич Багров – человек, который мыслил государственными масштабами, который понимал, что необходимо думать на перспективу, а не поддаваться сиюминутным веяниям. Он обладал мужеством, влиянием и тем особым стилем мышления, чтобы осознавать, насколько важно и для университета, и для города создание ботанического сада. Это была очень сложная задача, осуществить передачу земли было крайне проблематично.

– Тем не менее, в 2004 году Верховный Совет Автономной Республики Крым принял решение о передаче парка «Салгирка» Таврическому национальному университету имени В.И. Вернадского для создания Ботанического сада. Каковы были первые шаги для восстановления парка?

– В первую очередь, мы должны были убедить общественность, что решение о создании Ботсада было правильным. А что может быть быстрее и красивее на юге, чем роза. Поэтому для начала мы решили высадить розарий. Никто не верил, что мы успеем оформить его за год. Но Николай Васильевич любил ставить задачи, которые, казалось бы, выполнить невозможно. Постепенно, шаг за шагом, мы шли к поставленной цели. И ровно в срок, к 60-летию победы в Великой Отечественной войне мы осуществили задуманное. Розарий стал прекрасным подарком нашим ветеранам, украшением Ботанического сада.

– Вклад Николая Васильевича в создание Ботанического сада поистине неоценим. И вполне возможно, что без его участия сад выглядел бы совсем иначе.

– Об этом можно говорить очень долго. Николай Васильевич каждый рабочий день начинал с визита в Ботсад. Он тщательно следил за всеми преобразованиями на этапе паркостроительства и сознания новых экспозиций.

А новые экспозиции мы открывали практически каждый год: в 2005 — розарий, в 2006 — иридарий и сирингарий, в 2008 — к 90-летию университета был восстановлен каскад водоемов, создана большая экспозиция цветочно-декоративных культур, в главном корпусе университета был создан зимний сад, в 2011 — лабиринт и информационная экспозиция, касающаяся ботанических садов как особо охраняемых природных территорий. Во многом, все это были идеи ректора.

И, наконец, в 2014-м году мы начали работать над аллеей выдающихся ученых университета. Николай Васильевич очень тщательно подходил к подбору личностей, которые должны были быть на ней представлены. Никто не мог подумать тогда, что один из стендов будет посвящен ему.

Имя Багрова, которое сегодня получил Ботанический сад — это не просто номинальное название и формальность. Нам бы очень хотелось верить, что наша работа по развитию Ботсада соответствует видению Николая Васильевича, отвечает его воззрениям и в какой-то степени является нашей данью памяти ему.

– Всего за 12 лет сотрудникам Ботанического сада удалось вдохнуть в него новую жизнь. Какие задачи Вы ставите сегодня? Как будет развиваться сад?

– Ботанический сад — это, прежде всего, научная коллекция растений. Все они размещены и демонстрируются на экспозиционных участках. И сегодня, по прошествии этапа паркостроительства, я вижу нашу задачу в пополнении коллекционных фондов. Прежде всего, это пополнение дендрологической коллекции: мы входим в состав ботанических садов Российской Федерации, и у нас огромное поле для деятельности и обмена коллекционных материалов. Второе направление — пополнение коллекций природной крымской флоры, прежде всего, охраняемых видов растений. И, наконец, начало собственной селекционной работы. Мы собрали достаточно исходного материала для того, чтобы работать по созданию собственных сортов.

К примеру, у нас очень большая коллекция пионов, порядка 500 наименований ирисов, лучшая в Крыму коллекция сирени. То есть, можно работать и с цветочно-декоративными, и с древесно-кустарниковыми культурами. Я думаю, что в ближайшей перспективе — это работа с ирисами и хризантемами.

– То есть, мы можем смело утверждать, что дальнейшие планы не менее грандиозные?

– Мы не стоим на месте, нам есть, куда расти, есть с чем работать.

Если же говорить о каких-то композиционных элементах, то, на мой взгляд, очень перспективным видится создание живых изгородей по дорожкам ботсада, поскольку они обрамляют уже имеющиеся куртины и придают им законченность. Прошлой осенью мы уже начали делать очень интересную модульную двухъярусную живую изгородь напротив Большой поляны. Такие элементы будут в целом улучшать облик дендрария.

Также хочу отметить, что мы постоянно проводим работу эколого-просветительского характера. Начинается она с праздника цветения сирени, который, обычно, проходит в конце апреля под названием «Крымская серенада». Она очень нравится не только нашим студентам и сотрудникам, но и всем горожанам. В этом году летом мы запустили новый проект под названием «Зеленая гостиная», назвав его так потому, что стенами служат деревья, и потому что расположена она под тенью больших зеленых навесов рядом с домом М.С. Воронцова, которые наконец-то обретут свое назначение в Ботсаду. Как в любой гостиной здесь есть музыкальный инструмент — пианино. Любой желающий может присесть на пень, служащий сиденьем и почитать книгу, взяв ее из ящика для книжного обмена, а затем поместить туда принесенную с собой. И, разумеется, в любой гостиной собираются гости.

– Нынешняя осень радует нас особенно яркими красками. Анна Игоревна, расскажите, куда гостям Ботанического сада стоит заглянуть сегодня, в разгар «бабьего лета»?

– Конечно, на «Большую поляну, или Поляну непрерывного цветения». Мы открыли ее в 2008 году к 90-летию Таврического университета. С тех пор ее коллекции регулярно пополнялись, расширялся ассортимент. На данный момент количество травянистых многолетников составляет порядка 1000 сортов и видов. Из новинок у нас новые сорта ирисов, канн, хризантем. Хризантемы зацветут уже вот-вот. А сейчас на поляне цветут однолетние и многолетние культуры. Многолетние, к примеру, это астра кустарниковая, канны гибридные. Из однолетних – агератум, гомфрена, цинии, бархатцы. Поэтому посетители нашего сада не останутся равнодушными и смогут сполна насладиться «золотой осенью» в Ботаническом саду. Кстати, неожиданностью для нас стало цветение ирисов, которые традиционно цветут в мае.

Кто создает все это красочное разнообразие?

– Большая Поляна – это результат кропотливого труда научных сотрудников и рабочих. Кроме того, у нас круглогодично работают студенты, в рамках производственной практики. Это кафедра Садово-паркового хозяйства и ландшафтного проектирования Таврической Академии КФУ. Помимо лекционных и лабораторных занятий, они воочию могут ознакомиться с интересующими их видами растений, а это – немаловажный этап обучения. Об этом мечтал и к этому стремился Николай Васильевич Багров, который подарил городу сад.