17 января, Крымский федеральный университет. На Рождество Христово и в святочные дни даже далёкие от церкви люди испытывают радость и благодать. В то время, когда на Западе всё больше утверждается секулярное (светское) мышление и доходит до запрета праздновать Рождество, чтобы «не оскорблять» чувства иноверцев, у нас, кажется, всё больше людей, наоборот, обращается к религии. Но правильно ли мы это делаем? Накануне Всемирного дня религии, который отмечается 16 января, я задала этот вопрос доктору исторических наук, заведующему кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Таврической духовной семинарии, профессору кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета имени В. Вернадского Андрею ИШИНУ.
— Это вполне закономерно для государств-цивилизаций, жители которых нацелены не на улучшение бытового комфорта, а отдают приоритет тому, что мы вкладываем в библейское понятие «не хлебом единым», — убеждён Андрей Вячеславович. — Даже не будучи членом церкви, человек, ощущающий сопричастность к традициям, великой истории своей страны, испытывает душевный подъём и радость от того, что родной для него социум питается корнями не только обыденными, связанными с экономикой, потреблением, а и духовными. Конечно, праздник Рождества вызывает в человеке особые чувства, как сказал наш президент Владимир Путин. Политическое руководство страны и предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл едины в стремлении развивать Россию как государство-цивилизацию. В этой парадигме Рождество открывает для человека новое измерение жизни, которое соотносится не только с днём нынешним, а и с перспективой Вечности и бессмертия человеческой души и бытия в целом. В основе вечных смыслов, конечно, лежат идеалы, связанные с жертвенностью, умением отдавать бескорыстно и получать от этого радость. Каждый из нас, даже не посещающий храм, испытывает потребность сделать что-то доброе, светлое. В этом люди видят сопричастность духовной традиции, имеющей у нас более чем 1000-летнюю историю.
— В рождественском интервью патриарх Кирилл отметил, что наше общество даже в атеистический советский период не было абсолютно секулярным. И тогда было много верующих, в том числе среди учёных, деятелей культуры и искусства. Способность сопереживать ближнему, прийти на помощь, пожертвовать собой — вообще в природе нашего человека. Позволяют ли нам эти качества и сегодня не поддаваться навязываемой рекламой психологии потребительства? Этим ли мы отличаемся от Запада? Мы — государство-цивилизация, а он нет?
— В моём понимании в основе государства-цивилизации доминирует как раз не экономика, а культура. Кстати, эта позиция зафиксирована в очень важном документе «Основы государственной культурной политики», утверждённом указом Президента РФ. Там же прописано понятие духовности. Нам долгое время пытались внушить (на мой взгляд, это и стало причиной краха Советского государства), что в основе основ находится экономический базис, а всё остальное — надстройка. Понятия «духовность» тогда вообще не существовало. Если оно и употреблялось, то очень осторожно и с большими оговорками. Вместе с тем в основе всего лежит культура как некий универсум материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Ценность — то, что важно не для кого-то лично или его окружения, даже не для целого народа, а для всего человечества, его поступательного и гармоничного развития. Такими общечеловеческими ценностями являются десять заповедей, творчество Пушкина и Достоевского, Чайковского и Рахманинова. Ценность — то, что позволяет человечеству быть более гармоничным, уверенным, счастливым и ощущать смысл жизни не только в поиске прибыли, а в стремлении отдавать, творить добро, проявлять милосердие и патриотизм, потому что в их основе также находится жертвенность.