Методические рекомендации Минобрнауки

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНОБРНАУКИ ОТ 18.03.2020

Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием ОНЛАЙН-КУРСОВ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

 

  • БЛОК ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

  • Возможна ли реализация образовательной программы или части образовательной программы посредством онлайн-курсов других университетов?

 

Ответ: да, это возможно.

В соответствии с пунктом 7 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

 

  • Кто принимает решение об использовании онлайн-курсов при реализации образовательных программ?

 

Ответ: В зависимости от положений локальных нормативных актов университетов данное решение может быть принято ректором, деканами факультетов, руководителями иных подразделений, академическими руководителями образовательных программ. Фактически это решение об изменении технологии реализации учебной дисциплины и списка ресурсов, используемых в обучении.

 

  • Как включать онлайн-курс в учебные планы? Требуется ли согласие преподавателя по данной дисциплине? Требуется ли заключение с ними каких-либо соглашений?

 

Ответ: В случае принятия университетом решения о переходе на дистанционный формат образовательной деятельности преподаватели обязаны принять решение об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины или о проведении занятий по такой дисциплине с использованием дистанционных технологий. Заключение каких-либо соглашений с преподавателями при изменении формата реализации учебной дисциплины на формат с применением или полным замещением на онлайн-курсы не требуется.

В случае если преподаватель готов провести свою дисциплину самостоятельно в дистанционной форме, он следует рабочей программе учебной дисциплины.

Если преподаватель используется онлайн-курс, то рабочую программу учебной дисциплины необходимо соотнести с программой онлайн-курса.

  • Имеет ли значение то, что изначально возможность освоения программ онлайн не была заявлена обучающимся?

 

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Большинством образовательных программ высшего образования предусматривается использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной деятельности. В соответствии с законодательством форма обучения при использовании дистанционных технологий не изменяется, остается очной.

Использование в сложившейся эпидемиологической ситуации дистанционных образовательных технологий и онлайн-курсов неизбежно и осуществляется в целях повышения уровня эпидемиологической безопасности, в интересах сохранения здоровья студентов и преподавателей.

 

  • На какой период предоставляется возможность использовать онлайн-курсы?

 

Ответ: На неопределенный срок – «до особого распоряжения» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В настоящее время с точностью можно сказать – как минимум до конца семестра. 

 

  • Какие локальные нормативные акты должны быть в организации?

 

Ответ: Должны быть принят приказ об организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции, предусматривающий, в том числе использование онлайн-курсов и дистанционных образовательных технологий (Learning Management System, электронная почта, мессенджеры, системы вебинаров, чаты, подкасты и др.) в образовательном процессе.

Кроме этого, университетом должен быть утвержден перечень доступных онлайн-курсов на базе перечня онлайн-курсов, подготовленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Университетам рекомендуется размещать на сайте информацию о сроках реализации таких онлайн-курсов и датами завершения записи студентов на онлайн-курсы.

 

  • Университет реализует образовательные программы по ФГОС. Можно ли предлагать студентам онлайн-курсы университетов, самостоятельно утвердивших образовательные стандарты. Нет ли здесь противоречия?

 

Ответ: В соответствии с законодательством ФГОС устанавливаются минимальные требований к качеству образования. В соответствии с ч. 10 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ряд университетов – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также университеты, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС. Исходя из этого следует, что онлайн-курсы, подготовленные такими университетами, соответствуют ФГОС или выше требований ФГОС, а следовательно, могут быть использованы университетами.

 

  • Что делать, если по учебной дисциплине нет подходящего онлайн-курса?

 

Ответ: В данном случае необходимо использовать альтернативные модели дистанционного обучения: лекции в форме вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателями лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в университете расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся, в том числе чаты в мессенджерах.

 

  • Что делать, если курс не может быть освоен онлайн (например, нужны практические компетенции – медицина, инженерное дело)?

 

Ответ: Для студентов, которые не завершают в текущем году освоение образовательной программы, необходимо перенести такие дисциплины на следующий учебный год, а для студентов выпускных курсов – организовать освоение практических дисциплин в малых группах в разные смены с соблюдением мер безопасности в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

 

  • Что делать, если наименования учебной дисциплины и онлайн-курса отличаются?

 

Ответ: Наименование онлайн-курсов для принятия об использовании онлайн-курса для преподавания конкретной дисциплины не является определяющим. Решение об использовании онлайн-курса принимается на основе сопоставления рабочих программ учебных дисциплин и программ онлайн-курсов, сравнения их содержания и трудоемкости, так и на основе анализа результатов обучения или компетенций, которые получают обучающиеся.

 

  • Как проводить аттестацию студентов? Будет ли возможность перенести сроки сессии?

 

Ответ: Преподаватели проводят промежуточную аттестацию в форме, установленной рабочей программой учебной дисциплины, с учетом содержания онлайн-курса, освоенного студентами. Промежуточная аттестация проводится в порядке, предусмотренном ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и локальным нормативным актом университета.

Да, сроки сессии можно перенести, однако необходимо соблюсти право студентов на каникулы, с учетом общей продолжительности каникул не более 10 недель в соответствии с пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301.

  • При карантине студентов, переход в дистанционную форму предполагает полный перенос контактных занятий в электронную среду или, возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала? И какая практика есть по проведению контактных занятий в электронно-образовательной среде (вебинары, консультации в виде форумов или чатов и т.д.)?

 

Ответ: В случае переноса дисциплины в дистанционную форму преподаватели обязаны соблюдать учебный план (число контактной и самостоятельной работы студента). При желании преподавателя применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала, необходимо внести изменения в учебный план, если такие виды обучения им не предусмотрены.

Инструменты, исплпользуемые для организации контактных занятий при дистанционном обучении, должны соответствовать потребностям и возможностям преподавателей и обучающихся: от обмена сообщениями по электронной почте и мессенджерах до использования систем онлайн-конференций на семинарских занятиях и электронной образовательной среды университета (Learning Management System).

 

  • Что делать, если запись на онлайн-курс закрыта, т.к. он начался раньше?

 

Ответ: В данной ситуации необходимо выбрать другой онлайн-курс или организовать реализацию дисциплины преподавателем самостоятельно в дистанционной форме.

  • Как юридически корректно оформить использование онлайн-курсов других университетов? Нужно ли заключать сетевой или другой договор с вузом-провайдером?

 

Ответ: Существует несколько моделей оформления использования онлайн-курса другого университета. Одна из возможных моделей в текущих условиях следующая.

 

Описание модели

Существует перечень онлайн-курсов, открытых (бесплатных) для изучения.

Заинтересованная образовательная организация выбирает из перечня открытых (бесплатных) онлайн-курсов те, которые рекомендует прослушать своим студентам без прохождения аттестации и получения сертификата.

Заинтересованная образовательная организация направляет организации, на сайте которой размещен курс (далее – оператор платформы), информационное письмо о том, каким студентам и какие онлайн-курсы рекомендованы для прослушивания.

Оператор платформы обеспечивает доступ к онлайн-курсу студентам согласно списку.

Студент получает доступ к онлайн-курсу как физическое лицо, договорных отношений между заинтересованной организацией и организацией-разработчиком онлайн-курса или оператором платформы не возникает.

Преподаватель-работник заинтересованной образовательной организации, чей курс реализуется с использованием онлайн-курса другой организации:

  • проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию;
  • осуществляет организационную, учебно-методическую поддержку студента;
  • выполняет другие виды деятельности по усмотрению своей образовательной организации.

Данная модель основана на заявленной готовности ведущих университетов в сложившихся обстоятельствах открыть бесплатный доступ к своим онлайн-курсам и наиболее удобна, поскольку не предусматривает финансовых взаимоотношений между образовательными организациями, не требует заключения сетевого договора, соблюдения закупочного законодательства. Во время прослушивания студентом онлайн-курса заинтересованная образовательная организация продолжает оставаться исполнителем образовательных услуг по отношению к студенту, так как сам по себе открытый онлайн-курс предоставляет студенту возможность получить информацию по предмету, но его просмотр не является образовательной услугой. Образовательную услуги студенту оказывает именно заинтересованная образовательная организация.

  • Возникают ли налоговые последствия для образовательной организации при учете изученных студентами онлайн-курсов других университетов?

 

Ответ: При применении рекомендованной модели использования онлайн-курсов налоговые последствия для заинтересованной образовательной организации не возникают, так как дополнительных хозяйственных отношений между образовательными организациями не возникает.

Бесплатное изучение студентами материалов онлайн-курса можно сравнить с чтением книги, просмотром обучающего видео-ролика на Youtube и другими способами получения информации по интересующему предмету. Студенты не ограничены в возможности получать знания по предмету за пределами учебных аудиторий – для этого не обязательно заключение какого-либо договора с образовательной организацией-разработчиком курса. Со стороны студентов может потребоваться заключение пользовательского соглашения с онлайн-платформой. 

 

  • Если студент учится на основании договора об оказании платных образовательных услуг, вправе ли образовательная организация предлагать ему онлайн-курсы других университетов, ведь оплачивает обучение он в своем университете?

 

Ответ: Да, вправе. Отношения по образовательной программе у студента возникают с образовательной организацией, которая, которая является исполнителем образовательных услуг по отношению к студенту, независимо от прослушивания студентом онлайн-курса другой образовательной организации.

При этом рекомендуется соблюдать два условия (одновременно):

  • образовательная организация, где учится студент, обеспечивает организационную, учебно-методическую поддержку студента на протяжении прослушивания онлайн-курса;
  • образовательная организация, где учится студент, проводит текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию студента по дисциплине, соответствующей по содержанию онлайн-курсу.

То, что образовательная организация указывает своему студенту, материалы какого онлайн-курса другой образовательной организации можно прослушать в рамках конкретной учебной программы, не изменяет того, что обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. осуществляет именно та организация, в которой учится студент.

 

  • Если студент окажется недовольным качеством предложенного ему онлайн-курса другого университета, несет ли ответственность за это образовательная организация, где обучается студент?

Ответ: образовательная организация, где обучается студент, несет ответственность перед ним за качество образования независимо от того, используется ли при реализации образовательной программы онлайн-курс другой образовательной организации или нет. Для обеспечения качества образовательной услуги организация, где обучается студент, осуществляет организационную, учебно-методическую и иную поддержку студента на протяжении прослушивания онлайн-курса, а также проводит контроль знаний и промежуточную аттестацию. Если со стороны студента поступает жалоба на качество онлайн-курса, его образовательная организация обязана обеспечить студенту восполнение недостатков (в рамках сопровождения и поддержки освоения).

 

  • Нужно ли заключать дополнительные соглашения к договорам об образовании в связи с переходом на дистанционное обучение. Нужно ли менять объем услуги?

 

Ответ: Применение электронного обучения и/или дистанционных технологий при реализации образовательной программы само по себе не влечет за собой изменение формы обучения. Объем услуги в части высшего образования также не меняется (объем образовательной программы измеряется в зачетных единицах, их количество не изменятся; зачетная единица включает и часы контактной работы и самостоятельной работы студента). Поэтому изменений в договор вносить не нужно. При этом образовательная организация обязана обеспечить качественное оказание образовательной услуги в полном объеме.

Для программ дополнительного профессионального образования возможно сокращение объема образовательной услуги из-за ограничений применения дистанционных технологий/ электронного обучения. В случае сокращения объема услуги (количества часов) необходимо заключать дополнительные соглашения к договорам об образовании. В случае сокращения объема услуги должна быть уменьшена стоимость услуги.

  • Требуются ли для применения онлайн-курсов изменения в государственное задание университета?

 

Ответ: Нет, не требуются. Государственное задание выдается на оказание услуг по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Применение образовательной организацией различных технологий в ходе реализации образовательной программы, в том числе задействование онлайн-курсов других организаций, является правом образовательной организации в рамках реализации образовательных стандартов и не влечет за собой сокращение объема выполнения государственного задания.

  • БЛОК ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
    • Может ли студент выбрать понравившийся ему онлайн-курс самостоятельно?

 

Ответ: Предлагается модель, при которой онлайн-курсы для реализации образовательных программ выбирает образовательная организация и доводит до сведения студентов в установленном ею порядке.

Во-первых, это упорядочит выбор курсов студентами.

Во-вторых, это необходимо во исполнение пункта 4 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, в целях обеспечения правильности выбора курсов студентами.

 

  • Какие документы нужно предоставить студенту онлайн-платформе для обучения на онлайн-курсах?

 

Ответ: Предоставление документов от студентов не требуется.

 

  • Каким образом будет подтверждаться личность студента при обучении по онлайн-курсам?

 

Ответ: Технологии идентификации личности используются только в тех случаях, когда слушатель онлайн-курса проходит онлайн аттестацию и получает сертификат.

Прослушивание онлайн-курсов в текущих условиях будет проходить без промежуточной аттестации и, соответственно, не требует идентификации студента.

  • У студента нет компьютера, чтобы использовать дистанционные технологии. Что делать?

 

Ответ: большинство онлайн-курсов можно пройти не только с помощью компьютера, но и с помощью мобильных устройств с доступом в сеть «Интернет».

Каждая организация должна самостоятельно решить вопрос об обеспечении студентов техническими средствами.

 

  • Влечет ли применение дистанционных технологий какое-то изменение прав и обязанностей студента?

Ответ: Нет, не влечет. Все права и обязанности студента сохраняются в полном объеме.

 

  • БЛОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

  • Что будет с учебной нагрузкой педагогических работников, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?

 

Ответ: в случае, если учебный курс будет реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций, объем аудиторной работы преподавателя уменьшится, при этом вынужденно возрастут иные формы его нагрузки – методическая и организационная работа, проведение онлайн-семинаров и консультаций, научная работа и т.п.

Высвободившееся рабочее время преподавателя может быть перераспределено на другие виды педагогической работы (методическая, научная, организационная и проч.).

Законодательство (приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601) устанавливает верхний предел учебной нагрузки педагогического работника. Нижний предел учебной нагрузки устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации. Конкретный объем учебной нагрузки педагогического работника фиксируется в трудовом договоре.

В случае снижения учебной нагрузки ниже предела, установленного локальными нормативными актами и трудовым договором, возможна. Для этого реализации этого потребуется внести изменения в локальный нормативный акт, регулирующиий вопросы установления нагрузки, трудовой договор с работником (по соглашению сторон) и индивидуальный план педагогического работника. 

  • Можно ли всех студентов перевести на онлайн-курсы, а преподавателей отправить в отпуск?

 

Ответ: Студентов можно перевести на обучение по онлайн-курсам в той численности, которую образовательная организация определит для себя как необходимую, либо если такая необходимость вытекает из нормативных актов, принимаемых в рамках мер по борьбе с вирусом. Решение о предоставлении отпуска преподавателям, а также иные кадровые решения образовательная организация принимает самостоятельно, в том числе, исходя из сохранения ее обязательств по исполнению государственного задания и заключенных договоров на оказание образовательных услуг.

  • Что будет с заработной платой преподавателя, чьи курсы будут реализовываться с использованием онлайн-курсов других образовательных организаций?

 

Ответ: Само по себе решение о применении онлайн-курсов не влечет изменений в заработной плате педагогического работника. Ее размер определяется содержанием его трудового договора и общим объемом учебной нагрузки. В случае перераспределения учебной нагрузки на другие виды педагогической работы без изменений общей продолжительности рабочего времени (в том числе при переходе на дистанционную работу) заработная плата педагогического работника не изменяется.

 

Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием ОНЛАЙН-КУРСОВ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

(часть 2)

 

  1. БЛОК ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

  • Может ли быть организована государственная итоговая аттестация с применением дистанционных образовательных технологий?

Ответ: да, может.

Законодательство устанавливает возможность проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Особенности проведения государственных аттестационных испытаний должны быть определены в локальных нормативных актах образовательной организации. Нормы локальных актов должны определить, в том числе, как будет:

  • идентифицироваться личность обучающегося (например, путем сверки изображения студента с его фотографией в документе, удостоверяющем личность, применения специальных сервисов распознавания лиц и т.п.);
  • обеспечен контроль соблюдения требований проведения ГИА.

Также необходимо внести соответствующие изменения в регламенты работы государственной экзаменационной и апелляционной комиссий.

Консультации обучающихся по вопросам, включенным в программы государственных экзаменов, а также консультации руководителей выпускных квалификационных работ также провести с использованием дистанционных технологий.

 

  • Возможно ли организовать проведение практики в формате дистанционной работы студентов?

Ответ: да, возможно.

Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов.

Если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами дистанционно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны образовательной организации, так и со стороны профильной организации, то практика может быть организована полностью или частично дистанционно.

При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики.

 

  • Переход в дистанционную форму предполагает полный перенос контактных занятий в электронную среду или возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучения теоретического материала?

Ответ: Да, по усмотрению преподавателя возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала. В данном случае необходимо внести изменения в учебный план, перераспределив объем контактной и самостоятельной работы. При этом следует обратить внимание на то, чтобы объем контактной работы в этом случае не стал ниже минимального объема, установленного локальными нормативными актами образовательной организации.

 

  1. БЛОК ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

  • Что обязан делать студент в условиях дистанционного обучения?

Ответ: Важно помнить, что освоение образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий не означает переход на самообразование или внеочередные каникулы для студентов. За студентами сохраняются все обязанности, предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, посещение занятий проходит по расписанию университета в форме просмотра онлайн-курсов, вебинаров с преподавателем, в иных дистанционных форматах. Студент продолжается готовиться к семинарам, выполняет домашние работы, проходит контрольные работы с одним отличием – в дистанционной форме. Студенты обязаны проходить промежуточную аттестацию в сроки, предусмотренные университетом, с использованием дистанционных образовательных технологий, в форме, предусмотренной образовательной программой.

 

  • Что студент должен сделать, чтобы организовать свое обучение в дистанционном формате?

Ответ: Обеспечить продолжение обучения в дистанционном формате – обязанность университета. Для этого университеты используют две основные технологии: (1) проведение занятий в дистанционном формате, (2) использование собственных онлайн-курсов или онлайн-курсов, разработанных ведущими университетов и.

В первом случае университет переводит собственные курсы в дистанционный формат (может использовать LMS, общедоступные платформы) и предоставляет студентам алгоритм подключения и инструкции по пользованию, актуальное расписание занятий.

Во втором – может предложить студентам онлайн-курс(-ы), который должен быть освоен, и предоставляет студенту алгоритм подключения к платформе. В ходе освоения онлайн-курса преподаватель университета, где учится студент, оказывает учебно-методическую поддержку, проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию. Онлайн-курс может сопровождаться семинарскими занятиями и домашними работами в дистанционной форме.

Никаких специальных заявлений о переводе на дистанционный формат студенту подписывать не требуется.

В случае реализации второй модели (онлайн-курсы), возможно, потребуется оформление студентом согласия на обработку персональных и принятие условий пользовательского соглашения онлайн-платформы.

 

  • Имеет ли студент право на зачет результатов освоения онлайн-курсов, если он прошел аттестацию на онлайн-платформе?

Ответ: Да, это возможно, если прохождение аттестации будет подтверждено документом (как правило, такой документ называется «сертификат»), выданным университетом-разработчиком курса.

При этом студент должен руководствоваться локальными нормативными актами своего университета, регламентирующими порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов и прохождения промежуточной аттестации. Однако необходимо помнить, что если содержание онлайн-курса, его трудоемкость (продолжительность и уровень сложности), формы аттестации по курсу будут отличаться от собственной дисциплины университета, преподаватель вправе отказать в зачете или провести дополнительную аттестацию.

 

  • Могут ли студенты пользоваться библиотеками и компьютерными классами университета в период дистанционного обучения?

Ответ: Порядок пользования библиотеками и компьютерными классами определяется университетом. В связи с карантинными мерами, связанными с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, пользование инфраструктурой университета может быть ограничено или запрещено. В целях сохранения здоровья студентов, преподавателей и иных сотрудников университета рекомендуется воздержаться от посещения помещений университетов и пользоваться электронными библиотечными ресурсами.

 

  • Что делать, если в университете отменили программы мобильности, а студент участвует в такой программе, купил билеты, забронировал отель и т.д.?

Ответ: Университетом может быть введен запрет на мобильность в сложившихся условиях. Это делается в целях обеспечения безопасности студентов. При этом университетам рекомендуется договориться с принимающей стороной о переносе сроков мобильности.

Чтобы возместить потраченные средства, студенту необходимо незамедлительно обратиться к поставщикам услуг (авиакомпания, отель, общежитие и т.п.) за возмещением понесенных расходов. В случае отказа поставщика в возврате средств необходимо получить документальное подтверждение такого отказа и обратиться в свой университет. Университетом может быть принято решение о возмещении понесенным студентом расходов (если за счет программ университета была запланирована финансовая поддержка такой поездки), либо оказании иной (в том числе административной) поддержки студентам в возврате денежных средств.

 

  • Студент находится за границей на программе мобильности. Нужно ли ему возвращаться?

Ответ: Поскольку ситуация в странах очень разная и постоянно меняется, стандартных решений быть не может. Необходимо следовать рекомендациям принимающего университета и страны пребывания.

Если занятия в принимающем университете не отменяются, студент может продолжить обучение до конца запланированного периода.

Если занятия переведены в онлайн-формат, то студент может принять решение остаться, если формат его устраивает. 

Если предложенный принимающим университетом формат занятий студента не устраивает, или студент принимает самостоятельное решение прервать мобильность, то рекомендуемый порядок действий следующий: уведомить учебной офис программы о своем решении, согласовать индивидуальный учебный план, соблюсти карантин и приступить к занятиям в том формате, который предложит университет.

 

  • Если освоение определенного учебного курса перенесут на следующий год, то в таком случае, вероятно, изменяется количество кредитов. Будет ли корректироваться стоимость обучения в случае, если студента отчислили, и он не освоил перенесенный курс? Компенсируют ли ему какую-либо часть средств, ранее выплаченных университету?

Ответ: Да, если в связи с отчислением студент не успеет освоить перенесенный на более поздние сроки курс, то ему возвратят часть средств. Расчет стоимости фактически оказанной услуги осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами университета.

 

  • Будет ли неполное освоение учебной программы (при переносе дисциплин на следующий год) влиять на возможность перейти на бюджет?

Ответ: Нет, не будет влиять. Перенос срока реализации дисциплины и переход на обучение за счет бюджетных средств не связаны между собой.

Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается университетом.

 

  • Что делать, если студент не уверен, что его технические средства позволят ему учиться дистанционно?

Ответ: Студентам необходимо обратиться в университет и получить информацию о том, какая техника потребуется студентам для дистанционного формата обучения.

Университетом также может быть принято решение об оказании помощи материально незащищенным группам обучающихся в получении недостающей техники для возможности учиться дистанционно.

 

  • Преподаватель говорит студентам, что его не касается проблема распространения коронавирусной инфекции, посещение его курса продолжает быть обязательным. Что делать в этой ситуации?

Ответ: в данной ситуации необходимо обратиться к руководителю соответствующего учебного подразделения (кафедра, факультет, институт) и сообщить о таком факте. Если университетом принято решение о переходе на дистанционный режим обучения, оно обязательно и для студентов, и для преподавателей. Преподаватель обязан либо перевести свой курс в дистанционный режим, либо провести в дистанционном режиме промежуточную аттестацию и оказывать поддержку в рамках прослушивания студентами онлайн-курсов.

 

  1. БЛОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

  • Что делать, если образовательная организация перевела образовательный процесс в дистанционный формат, а преподаватель отказывается работать со студентами дистанционно?

Ответ: если образовательная организация приняла необходимые локальные нормативные акты о переводе образовательного процесса в дистанционный формат, довела указанные акты до сведения работников, то отказ преподавателя работать со студентами дистанционно является нарушением трудового распорядка и может повлечь применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

 

  • Что делать, если преподаватель сомневается в качестве онлайн курса, в объеме информации, которую получат студенты?

Ответ: задача преподавателя – обеспечить качество освоения студентами соответствующего учебного курса. Если преподаватель сомневается в качестве онлайн-курса, то ему следует либо предложить другой курс, либо компенсировать имеющиеся, на его взгляд, недостатки курса в рамках учебно-методического сопровождения обучения студентов, подготовки для них дополнительных материалов, разъяснений и заданий. 

 

  • Может ли преподаватель вместе со студентами зарегистрироваться на онлайн курс?

Ответ: технически это возможно. С учетом ответа на вопрос 1.14 может потребоваться включение преподавателя в список слушателей онлайн-курса.

 

  • Какие документы необходимо оформить с преподавателями, по дисциплинам которых студенты будут прослушивать онлайн курсы других университетов?

Ответ: если это будет связано с уменьшением учебной нагрузки преподавателя, оговоренной в его трудовом договоре, а также снижением учебной нагрузки ниже пределов, установленных локальными нормативными актами образовательной организации, то потребуется внести изменения в трудовой договор с работником (по соглашению сторон), индивидуальный план педагогического работника, а также локальный нормативный акт, регулирующий вопросы установления учебной нагрузки.

 

  • Нужно ли преподавателям ходить на работу, если их дисциплина замещена онлайн-курсом?

Ответ: это зависит от организационных решений, принятых образовательной организацией. Так, образовательная организация вправе предоставить работникам возможность перехода на дистанционную работу (с заключением соответствующего соглашения об изменении условий труда). В остальных случаях соблюдение режима рабочего время осуществляется педагогическими работниками в обычном порядке.

 

  • Несмотря на приказы Минобрнауки, ректор/ проректор/ директор/ декан/ завкафедрой/ завлаб требует обязательного присутствия на рабочем месте и грозит дисциплинарными взысканиями. Как поступить в этом случае?

Ответ: присутствие на рабочем месте в рабочее время является трудовой обязанностью работника. Законодательство не позволяет работнику в рабочее время покидать рабочее место без разрешения работодателя – это может считаться прогулом и повлечь за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. Поэтому рекомендуется обсудить с работодателем возможность перехода на дистанционную работу (с заключением соответствующего соглашения об изменении условий труда), мотивированно объяснив, почему это необходимо.

 

  • Наш вуз официально не переходит на дистанционное обучение, но в группах не больше трети студентов – вправе ли преподаватель отменить свои пары?

Ответ: принятие такого решения преподавателем самостоятельно невозможно. Отменить аудиторные занятия вправе руководство образовательной организации.

 

  • Администрация образовательной организации в связи с ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции и организацией образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий требует от преподавателей и других работников взять ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика. Правомерно ли это?

Ответ: неправомерно. Требования администрации образовательной организации о переносе в одностороннем порядке ежегодных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников на другой период с изменением утвержденного ранее графика отпусков неправомерно и нарушает права работников на отдых. Однако такой отпуск может быть предоставлен в случае согласия обеих сторон трудового договора.

 

  • Что делать, если преподаватель был направлен в командировку, но она не может состояться с связи с текущей ситуацией? Как возместить потраченные преподавателем средства?

В этой ситуации образовательной организации следует отменить приказ на командировку. Преподавателю необходимо незамедлительно обратиться к поставщикам услуг (авиакомпания, отель и т.п.) за возмещением расходов.

Если поставщик обоснованно не возвращает средства, образовательная организация возмещает преподавателю понесенные расходы. Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При отмене командировки квалификация произведенных работником затрат не меняется.

Преподавателю следует в обычном порядке подать авансовый отчет по отмененной командировке с приложением подтверждающих документов.