В соответствии с письмом заместителя директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности А.Ю. Ведехина (Вх. № 8356/11/6-03 от 24.07.2024) информируем иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование в Российской Федерации о следующем.
С целью единого применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) по вопросу правого положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, обучающихся в пределах квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации, имеющих как гражданство Российской Федерации, так и гражданство иностранного государства, учитывая позицию Минюста России, Минобрнауки России сообщает.
Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях регулируется статьёй 78 Закона об образовании, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане) имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Российская Федерация в части 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Закона об образовании иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее квота), а также за счёт средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.
Частью 5 статьи 78 Закона об образовании определено, что обучение иностранных граждан по основным профессиональным образовательным программам за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты осуществляется с выплатой указанным иностранным гражданам государственных академических стипендий студентам или государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам (в течение вceгo периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учёбе).
Особенности правового положения гражданина Российской Федерации, имеющего двойное или множественное гражданство, регулируются Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о гражданстве гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство или множественное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации вне зависимости от места его проживания за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Учитывая изложенное, правовое положение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, как имеющих, так и не имеющих гражданство иного иностранного государства, при вступлении данных лиц в правоотношения, связанные с получением среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, не отличается от правового положения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, что также подтверждается нормами частей 1 и 2 статьи 7 , статьи 13 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-Ф3 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», согласно которым граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Наличие гражданства иностранного государства определено в качестве требования к кандидатам исключительно на этапе отбора иностранных граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительным профессиональным программам в пределах установленной правительством Российской Федерации квоты. Приобретение иностранным гражданином, принятым на обучение в пределах квоты, гражданства Российской Федерации не является основанием для прекращения образовательных правоотношений.
С даты получения гражданства Российской Федерации обучающийся может полностью реализовать права, предусмотренные статьей 34 Закона об образовании, в том числе: право перевода для получения образования по другой профессии, специальности, направлению подготовки или научной специальности, по другой форме обучения; право перехода с платного обучения на обучение за счёт средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; право перевода в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.
Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации устанавливается в соответствии со статьей 39 Закона о гражданстве. Одним из таких случаев является приобретение гражданства Российской Федерации со дня вступления в законную силу решения о приеме в гражданство Российской Федерации.
Согласно частям 8 и 9 статьи 37 Закона о гражданстве решение о приёме в гражданство Российской Федерации вступает в законную силу со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации. Другие решения по вопросам гражданства Российской Федерации, в том числе решение о приёме в гражданство Российской Федерации в случае, если лицо в соответствии с Законом о гражданстве или решением Президента Российской Федерации освобождено от принесения Присяги гражданина Российской Федерации, вступают в законную силу со дня их принятия.
Иностранный гражданин, обучающийся в пределах квоты, при приобретении гражданства Российской Федерации утрачивает статус иностранного гражданина, что является основанием для прекращения выплаты стипендии вне зависимости от успехов в учёбе, установленной в соответствии с частью 5 статьи 78 Закона об образовании, с даты получения гражданства Российской Федерации. В случае соответствия такого обучающегося требованиям к получателям государственных академических стипендий студентам или государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам установленных для граждан Российской Федерации, производится соответствующее назначение указанных стипендий с даты получения гражданства Российской Федерации.
Таким образом, в случае получения гражданства Российской Федерации обучающимися, принятыми на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, они утрачивают статус иностранного гражданина, пользуются правами и несут обязанности наравне с обучающимися гражданами Российской Федерации.