Всю Великую Отечественную войну Крым обладал большим военно-политическим и стратегическим значением.Не была исключением и весна 1944 года, когда советские войска провели Крымскую наступательную операцию, освободив полуостров. О ситуации накануне наступления, основных её этапах и роли крымских партизан в освобождении родной земли мы побеседовали с доктором исторических наук, профессором Олегом Романько.
– Почему немецкое командование держалось за Крым изо всех сил?
– Владея Крымским полуостровом, немецкое военно-политическое руководство решало несколько важных задач. Во-первых, оно контролировало практически всю акваторию Чёрного моря и давило на позицию Румынии, Болгарии и Турции. Во-вторых, Крым был удобным плацдармом для возможного вторжения на Кавказ. В-третьих, сильная немецкая группировка здесь стабилизировала в военном плане всё южное крыло Восточного фронта.
– Советское руководство рассчитывало освободить Крым до конца 1943 года. Что этому помешало?
– В октябре 1943 года советские войска уже безоговорочно владели стратегической инициативой. Южный фронт генерал-лейтенанта Фёдора Толбухина готовился к прорыву так называемого Восточного вала на реке Молочной (в Приазовье), который прикрывал Крым с севера. Северо-Кавказский фронт генерал-полковника Ивана Петрова очистил от противника Таманский полуостров и вновь вышел на подступы к Керченскому проливу.
Поэтому Ставка Верховного Главнокомандующего приказала провести десантную операцию для захвата плацдармов на Керченском полуострове. Многие историки отмечают, что план высадки десантов был прямолинейным и без тактических хитростей. Ведь у советского командования были все основания считать, что немцы оборонять Крым не будут.
Действительно, 24 октября 1943 года генерал-полковник Эрвин Йенеке, командующий 17-й полевой армией, которая обороняла полуостров, представил план эвакуации немецких войск за Днепр под кодовым названием «Михаэль». Командующий группой армий «А» генерал-фельдмаршал Эвальд фон Клейст попытался получить у Гитлера разрешение на эту операцию. Но фюрер категорически отказал, приказав превратить Крым в неприступную крепость.
В результате ни советское наступление на Перекопском перешейке, ни морские десанты на Керченском полуострове к долгосрочному успеху не привели.
– Насколько серьёзно немцы намеревались держать оборону?
– Группировка в Крыму являлась довольно сильной: немецко-румынские войска насчитывали примерно 200 тыс. солдат и офицеров. В их распоряжении были 3600 орудий и миномётов, 215 танков и штурмовых орудий, 148 самолётов.
При этом в Крыму проводилась мощная пропагандистская обработка населения. Также в декабре 1943 – январе 1944 года немцы предприняли последнюю попытку разгромить партизанское движение на полуострове. Но несмотря на большие потери, партизаны сохранили свою боеспособность. В апреле 1944 года они сыграют существенную роль в освобождении Крыма.
– На что немецкое командование рассчитывало в условиях полной блокады полуострова?
– И приказы немецкого военно-политического руководства, и дальнейшие действия командования 17-й армии говорят об отсутствии планов наступления из Крыма. Но ещё осенью 1943 года была надежда на радикальное улучшение стратегической ситуации. Например, что ударом с Никопольского плацдарма удастся восстановить связь с полуостровом. Однако в ходе зимних боёв 1943-1944 годов стало ясно, что этого не произойдет. Немецко-румынская группировка была полностью изолирована, и её главной задачей стало сковывание советских сил.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и политический фактор. Союзники Германии – Румыния и Болгария – должны были увидеть, что Третий рейх ещё держится. Есть свидетельства, что диктатор Румынии Йон Антонеску лично просил Гитлера не выводить войска из Крыма как можно дольше, иначе он не гарантировал боеспособность румынских частей на других фронтах.
Поэтому к концу марта 1944 года Крым был уже фактически глубоким советским тылом и вывести из него немецкие войска по суше было невозможно.
– Почему советские войска начали наступать только в апреле 1944 года, где планировался главный удар?
– Наступлению мешала неблагоприятная погода и отсутствие нормальной переправы на севере полуострова.
Освобождали Крым войска 4-го Украинского фронта под командованием Фёдора Толбухина, к тому времени уже генерала армии. Главный удар в Крымской наступательной операции планировался на севере полуострова – через озеро Сиваш. Его должна была наносить 51-я армия генерал-лейтенанта Якова Крейзера. На Перекопе планировался вспомогательный удар силами 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Георгия Захарова.
Несмотря на то что удар через Сиваш был намного сложнее, советское командование полагало, что немцы все основные силы расположат на перекопском направлении. Кроме того, удар с Сиваша в случае успеха выводил советские войска в тыл 49-му немецкому горному корпусу, а следовательно, позволял быстрее вырваться на оперативный простор.
Через несколько дней после начала основной операции переходила в наступление Отдельная Приморская армия под командованием генерала армии Андрея Ерёменко. Наступая вместе, три советские армии должны были уничтожить или пленить противника, не дав отступить в Севастополь.
– Что можно сказать о советских войсках в этой операции?
– За Крым предстояла упорная борьба, и для его освобождения была сформирована серьёзная ударная группировка. Всего в соединениях 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии насчитывалось около 470 тыс. человек, 5982 орудия и миномёта, 559 танков и самоходных установок, 1250 самолётов (с учетом авиации Черноморского флота).
В целом советская группировка превосходила немецко-румынские войска почти в два раза по личному составу, артиллерии и танкам, а по авиации это соотношение было просто подавляющим: 4 к 1.
К тому же у советского командования были значительные морские силы. В составе Черноморского флота и Азовской военной флотилии были линейный корабль, четыре крейсера, шесть эскадренных миноносцев, два сторожевых корабля, восемь тральщиков, 47 торпедных и 80 сторожевых катеров, 34 бронекатера, 29 подводных лодок, три канонерские лодки и другие вспомогательные суда.
Наконец, войска поддерживались крымскими партизанами, которых к весне 1944 года насчитывалось порядка 3700 человек.
– На какие этапы можно разделить Крымскую наступательную операцию?
– Её можно разделить на три этапа.
На первом из них – 8-11 апреля – была прорвана оборона немецко-румынских войск на Перекопском перешейке и Сиваше. Это обеспечило выход в тыл 49-му горному корпусу и освобождение Джанкоя – главного опорного пункта вражеского фронта. После того как в прорыв был введён советский 19-й танковый корпус, немецкому командованию стало ясно, что удерживать позиции на севере Крыма бессмысленно.
Поэтому с 11 по 16 апреля шло преследование отступающих к Севастополю немецких войск. За эти дни были освобождены все крупные населённые пункты Крымского полуострова, а армии 4-го Украинского фронта вышли к внешнему обводу немецкого Севастопольского оборонительного района.
– Почему освобождение Севастополя заняло больше времени, чем всего Крыма?
– По сути, 16 апреля начался третий этап освобождения Крыма – подготовка и осуществление штурма Севастополя. Здесь ситуация складывалась иначе.
В этот день генерал-полковник Эрвин Йенеке докладывал в Берлин, что 17-я армия благополучно отошла в Севастополь: советские войска отстали и не ворвались в город на плечах отступающих немцев.
Военачальник посчитал это успехом. Даже при том, что численность его войск сократилась практически наполовину – до 124 тыс. человек, а орудий и противотанковых средства остались треть и четверть соответственно. И всё это – за неделю боёв.
Командующий группой армий «Южная Украина» генерал-полковник Фердинанд Шернер пытался получить у Гитлера приказ на эвакуацию остатков 17-й армии из Севастополя. Но фюрер приказал удерживать город как можно дольше, превратив его в крепость. Тем не менее начатая 12 апреля эвакуация немецких и румынских войск продолжалась – до 20 апреля вывезли 67 тыс. человек (главным образом румынских военных).
К 16 апреля советские войска освободили весь Крым и подошли к Севастополю. Попытки взять город с ходу не удались, советское командование стало готовиться к штурму. Он начался 5 мая и продолжался до 12 мая. За эту неделю севастопольскую группировку немецко-румынских войск разгромили и пленили остатки на мысе Херсонес.
На этом освобождение Крыма завершилось.
– Каковы общие итоги Крымской наступательной операции?
– Можно сказать, что она завершилась сокрушительным поражением 17-й немецкой армии. Только на суше её потери составили порядка 140 тыс. человек, в том числе свыше 61 тыс. пленными. Советские войска и силы флота потеряли в ходе боёв чуть более 17 тыс. человек убитыми и 67 тыс. человек ранеными. Немцы и их румынские союзники потеряли всю боевую технику.
Разгром крымской группировки ликвидировал последний вражеский плацдарм, угрожавший тылу советских войск на Правобережной Украине. Теперь можно было спокойно наступать на Балканы.
Гитлеровцы воевали за Крым почти полтора года. Советские войска взломали мощные укрепления врага за 35 дней.
Бои за Крым показали, как изменилась Красная армия за два прошедших года. Теперь это была уже совсем другая армия: и по вооружению, и по материально-техническому оснащению, и по организационной структуре войск, и по управлению ими в операции.
Источник: https://gazetacrimea.ru/news/35-dnei-strategicheskogo-nastypleniya-25776
© 2000-2017 “Крымская газета”