Очередной, 18-й пакет антироссийских санкций способствует новому историческому и беспрецедентному сближению России и Китая в рамках проектов державного возрождения обеих стран. Такое мнение в эфире радио «Спутник в Крыму» высказал профессор кафедры политических наук и международных отношений КФУ им. Вернадского Александр Ирхин.
Запад наконец осознал, что прямые санкции против России на нее не действуют так, как ему бы хотелось, поэтому изменил тактику и стал заходить своими рестрикциями со стороны потребителя российского экспорта – в частности, Китая, отметил Ирхин.
«Прежде всего, это энергетический экспорт. И здесь, я думаю, есть и вторичная – политическая санкция, которая направлена на то, чтобы экономика, которая страдает в целом от западной политики, не переходила в военно-политический союз», – заметил эксперт.
Однако Китай был готов к тому, что могут предпринять против него как Европа, так и США, поскольку давно взял на вооружение американский проект глобализации, переформатировав на свой лад – не идеологический, а экономический. Так что санкции Запада ему уже не страшны, считает Ирхин.
«Китай перешел от глобализации, которую перенял у Запада, к сетевой, скрытой. И очень долго не афишировал свои достижения. А сейчас при новых интернет-технологиях скупает предприятия европейские… абсолютно любые, где это выгодно», – сказал политолог.
В этом смысле Китай готов и к тому, что может предпринять против КНР президент США Дональд Трамп, добавил он.
Но чтобы защитить свои достижения в области технологий и в экономике Китаю сейчас крайне необходимо развивать военно-промышленный комплекс, на что нужно время, и делать это ему помогает Россия на взаимовыгодных условиях, подчеркнул Ирхин.
«Китай понимает, что России сейчас в экономическом плане очень нелегко. Потому что любая внешняя политика, тем более война, требует огромных ресурсов. И понимает, что если мы проиграем, то общая граница между Китаем и НАТО появится на пространстве Средней Азии, к примеру. Поэтому мы даем Китаю оставаться в тылу этого столкновения и выигрывать время. А он нам предоставляет экономический ресурс, чтобы, опять же, выигрывать для себя время», – пояснил политолог.
Таким образом, как и ранее, Пекин будет делать все для себя, собственного благополучия и процветания, заметил он. Однако в нынешних геополитических условиях и в контексте передела мира это может позитивно сказаться на стратегическом партнерстве РФ и КНР и, как следствие, усилении не-Запада, считает эксперт.
«В основе незападного военно-политического сближения лежит не только желание построить многополярную новую модель экономических макрорегионов… И китаецентричность их взгляда выгодна нам тем, что мы можем дружить нашими проектами державного возрождения», – сказал Ирхин.
В некотором смысле сегодня под давлением Запада повторяется история беспрецедентного сближения России и Китая в 1937 – 1945 годах, отметил он.
«Преемственность истории поразительная в этом плане. Мы можем за последние 200 лет видеть несколько таких случаев нашего беспрецедентного сближения с Китаем. Сейчас мы, по сути, оказались в той же ситуации. Но расстановка фигур поменялась», – сказал Ирхин.