27-11-2024
Они – другие!

Студенчество многие люди вспоминают как самую счастливую пору в жизни. И хотя с Днём студента у большинства россиян ассоциируется дата 25 января, бывалые студенты знают, что поздравления и пожелания они могут принимать не только 25 января, но и 17 ноября – в Международный день студентов. О том, каков он сегодняшний студент «МК» узнавал у руководителя главного вуза полуострова – Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского  Владимира Курьянова.

– Владимир Олегович, Вы – выпускник  факультета естественных наук Симферопольского государственного университета имени М.В. Фрунзе преемником которого, по сути, стал  КФУ, много лет работаете в университете и наблюдаете за студентами в разные периоды жизни нашей страны. Что  их отличает от предшественников?   

– Современный студент, так или иначе, отличается  своих предшественников уже по той причине, что жизнь вокруг меняется. И, наверное,  принципиальное  отличие  поколений  студентов – в информированности. Я не имею в виду владение информацией, как таковой, той, что, они держат в голове. Речь о том, что источников информации стало  в десятки, сотни  больше, чем 20-30-50 лет назад, как и скорость ее движения. Нынешние студенты – уже дети информационного общества, где информация  сама по себе становится товаром, общества, где информация – это вопрос скорости реакции на те, или иные события, в том числе в науке и образовании. Потому что, новые знания  во многих сферах человеческой деятельности тоже появляются гораздо быстрее, чем раньше,  я не имею в виду, что называется, фундаментальные законы мироздания. Естественно, это откладывает  отпечаток  на учебный процесс, в том числе и нашего университета. Еще одно отличие нынешних студентов – они больше стремятся к самостоятельной жизни. Это  факт. Если, к примеру, сравнить  процент работающих студентов, и сравнить с тем, что был еще 10-20-30 лет назад, то их сегодня  намного больше. Наверное, еще и потому, что это -потребность экономики, где существует огромный дефицит кадров и, в первую очередь, нужны, как мы говорим, рабочие руки. Это подтверждают в тех же Центрах занятости – сегодня наибольшая потребность в специалистах среднего звена. Соответственно, меняется и нынешние студенты – уже на втором, третьем курсе  они активно работают, и просят, чтобы  эта возможность была им предоставлена. Другое дело, как  им удается совмещать работу  и учебу. К сожалению, не у всех это получается, поэтому многие студенты вынуждены уходить  в академические отпуска.  Но, это вопрос – регулируемый. Более того, это требование нашего учредителя – Министерства  науки и высшего образования РФ, чтобы студенты 2-3-х курсов имели возможность активно участвовать , скажем так, в экономической деятельности. А также получать дополнительные  квалификации, что  после окончания университета, существенно расширит спектр их применения на рынке труда и даст им конкурентные преимущества перед претендентами  на то или иное  рабочее место. Потому что, человек, который научился делать многие вещи своими руками, практически работал, получив высшее образование в определенной сфере или смежной, становится более востребованным. Поскольку у него  есть те знания, которые он легко может  применить на практике и быстрее адаптироваться к  рабочему месту. Нынешние студенты хотят зарабатывать деньги, что коренным образом,  отличает их от предшественников.

 – Опять же, как Вы уже сказали, жизнь вокруг изменилась.

 – И, естественно, внешние тенденции влияют на студентов. К чему склоняет народ та же реклама? «Покупайте, приобретайте, берите кредиты» и т.д.. Естественно, что в мире вещей, где товарно-денежные находятся в приоритете, у людей возникает желание обладать  теми или иными  вещами – сменить гаджет, купить машину и т.д.… И еще один момент, который лет 15-20 назад, был трудно реализуем, сегодня, что называется,  в тренде. У нынешних студентов  есть  явное стремление жить самостоятельно. Даже если у них нет возможности  приобрести жилье,  они его арендуют. А для этого тоже нужны деньги. Поэтому, сегодня молодежь стремится и к финансовой  независимости и, если хотите, территориальной. Даже если есть возможность жить в общежитии, целый ряд студентов выбирают иной вариант- арендовать квартиру. Кто-то самостоятельно снимает жилье, или же студенты объединяются. Юноши, девушки взрослеют, у них появляются отношения, и стремление  жить отдельно от родителей.

-При этом часто можно услышать не совсем положительные мнения о нашей молодежи.

 – С чем я, категорически не соглашусь. В большинстве своем наши студенты – ответственные молодые люди, и нельзя их ругать и говорить , что они плохие.  Они – другие. Да, чем больше поколенческий разрыв, тем вероятнее может возникать непонимания. Что тоже естественно. К примеру, многие наши преподаватели старшего поколения в молодости книги другие читали, и сегодня читают. Нынешняя молодежь тоже читает книги. Я интересовался  этим вопросом на абонементе гуманитарной литературы библиотеки КФУ- как оказалось, очень много наших студентов берут книги не только учебные, но и художественную литературу. И это радует, значит, что-то в нашей жизни поменялось к лучшему.

 – Сегодня много говорится о том, что трендом нынешнего образования становится СПО, но, выпускники колледжей, студент не идут работать в реальный сектор экономики, а продолжает образование в вузах. Эдакие «вечные студенты», которые боятся  взрослой жизни?

 – Не все так однозначно. Действительно, количество студентов в колледжах резко увеличилось и увеличивается. Это, в большей степени, связано с тем, что есть, к примеру, другая тенденция- старшеклассники уходят из школ в учебные заведения СПО. Это происходит по целому ряду причин. Я беседовал  с некоторыми  студентами колледжей и родителями на эту тему. Одним из факторов, повлиявших на такое решение, является то, что в их школах не было тех профильных классов, которые они хотели бы выбрать., а в другую их не взяли- там своих учеников хватает.  Некоторые же ребята достаточно быстро взрослеют и уже к 10-11 классу и в чистом виде именно школьная жизнь, под  постоянным контролем классного руководителя им становится некомфортной. Что, между прочим, отмечают и старшеклассники и их родители. Поэтому такие ребята выбирают колледж. И третья, самая массовая причина, это  – «бегство»  от ЕГЭ. Это – реальный факт. Потому что мы видим, сколько потом в нашем и других университетах оказывается студентов из колледжей, и сколько, действительно, идут работать  в реальный сектор экономики. Поэтому, говорить о том, что есть «бум» желающих учиться в СПО, не совсем правильно. В реальности, любой «бум»  обусловлен совершенно конкретными либо экономическими, либо социальными причинами. К слову, недавно  Комиссия по науке  и образованию Общественной палаты  РК рассматривала именно этот вопрос. Потому что, процент окончивших колледжи молодых людей, и потом  идущих работать в  различные сферы экономики,  невелик, основная масса  стремится продолжить  образование.

 – Как тут не вспомнить  наш извечный вопрос: что делать?

 – На мой взгляд, колледжи должны выполнять свою функцию. А чтобы это произошло, по моему глубокому убеждению, абитуриенты, которые хотят получать высшее образование,  независимо от того, после школы они или после колледжа, должны находиться в равных условиях – сдавать ЕГЭ. Но, определенная градация все-таки, должна быть, и тут можно обратиться к советскому опыту. Хочешь сразу после колледжа поступать в вуз, сдавай ЕГЭ.  Если, к примеру, через год-два, три, отработав по специальности, решил продолжить учебу, пожалуйста, сначала иди на подготовительное отделение. Хорошо помню, как на таких в светское время учились ребята, старше нас, многие после службы в армии. Но, после окончания обучения, они имели определенные преференции при поступлении в университет. Сейчас же, по сути, преференцией стал ЕГЭ, точнее, возможность сдавать его или нет. Но, если мы, действительно, хотим иметь, в экономике специалистов  среднего звена  в достаточном количестве, нужно думать о таких шагах. Если человек намерен продолжать образование после колледжа, пусть  сначала  поработает, а потом продолжает учебу в вузе. Тогда либо мы в колледжах увидим тех, кто,  действительно, хочет получать среднее профессиональное образование. Либо многие согласятся с таким подходом. Почему человек, который ушел из школы в колледж, должен иметь преимущества перед своими сверстниками, которые все равно идут сдавать ЕГЭ?! Впрочем,  может быть и сам ЕГЭ надо менять, но это – уже другой разговор.

 – То есть  необходимо соблюдать принцип справедливости: получил профессию за бюджетные деньги, будь добр, отработай в реальной экономике. И выпускникам вуза его тоже надо применять? Ведь о дефиците кадров сегодня не говорит только ленивый.

– Что касается высших учебных заведений, на мой взгляд, есть несколько вариантов  решения кадровой проблемы. Это – не обязательно механизм распределения выпускников, хотя его тоже  нельзя  исключать. Но, если взять механизм целевого обучения, который тоже сегодня используется, то уже есть прецеденты возвращения денег в университеты за обучение, если  человек не выполнил условия договора. Но, на мой взгляд, государство должно жестче относиться к потраченным на подготовку специалистов деньгам. Полагаю, что необходимо применять  этот принцип вообще, к любому выпускнику учебного заведения СПО или высшего образования. Если  в течение года или двух, всякое бывает, регион на регион не приходится,  не устроился  на работу  именно по специальности, будь добр, верни деньги, которые государство потратило на твое обучение. Получил, скажем, образование историка, и не пошел работать в музей, исследовательский институт, в школу на преподавательскую работу, а устроился куда-нибудь официантом работать, извини… Это, кстати,  тоже один из тех моментов, которые отличают  нынешних студентов от их предшественников. Но, фактически, при таком раскладе выпускник вуза теряет свою квалификацию как специалист. Но, в том же здравоохранении есть принцип, связанный  с утратой врачом  своей квалификации: если он  не практиковал в течение определенного времени, не проходил  повышение квалификации и т.д. Сегодня во многих сферах человеческой деятельности очень быстро все меняется. Поэтому, если взять, к примеру, инженерное, инженерно-техническое образование  все-таки должно быть введено правило: не работал по специальности энное количество лет, твой диплом не аннулируется, но, чтобы работать  в этой сфере, изволь , как вариант, сдать квалификационный экзамен. Полагаю, что более «чувствительным» в этой ситуации является «карман» человека. Когда к нему обращаются, мозг начинает работать практичней: не устроился работать по специальности, извини, это – твои личные трудности, государство потратило  на твое обучение деньги, верни их. Держава подготовит за эти средства  другого специалиста. Кстати, это может подстегнуть молодежь активнее заключать  договоры на целевое обучение, тем более это не обязательно делать с 1-го курса обучения, можно  на последующих. Зато по окончании вуза вместе с дипломом получить  гарантированное рабочее место по специальности. О своем трудоустройстве надо думать уже во время учебы. И молодежь надо готовить к тому, что они не пришли просто получать высшее образование, а специальность и квалификацию по ней.

– Какие специальности сегодня популярны у абитуриентов?

– Все те же. К примеру, на стоматологию вообще «бум». Из технических, в основном, IT-специальности, там конкурс стабильно высокий и потребность в этих специалистах не падает, а растет. Молодые люди, по-прежнему, хотят  быть юристами. « Бум» экономически-управленческих специальностей прошел, но, желающих обучаться  им  достаточно. Ребят привлекает политология, реклама и связи с общественностью. К сожалению, этого не скажешь о строительном  и аграрном направлениях подготовки, эти специальности сегодня не являются приоритетными. И во многом причина такой ситуации – экономическая.  К примеру, я сам химик, а где в Крыму можно устроиться по специальности молодому химику? В школе, или в лаборатории. И, по сути, на этом сфера применения знаний, которые выпускники университета по этой специальности имеют,  ограничивается. Специалисты по физико-математическим и  естественнонаучным направлениям  тоже потребуются, когда реальной экономике будут нужны такие кадры.

 – Нынешние студенты создают семьи?  Как они решают, к примеру, жилищный вопрос?

  – Конечно, в Крымском федеральном университете, наверное, как и во многих других вузах, есть студенческие семьи. Мы опрашивали этих ребят по этому вопросу. Выяснилось, что некоторые пары живут в отдельной комнате в общежитиях. Но, значительная часть, все- таки, снимают жилье. Как правило, оба студента-супруга работают. Мы планируем  в новых общежитиях, которые скоро будем вводить, как говорится, в строй,  выделить определенное количество мест- комнат для студенческих семейных пар. Будем смотреть, как создавать необходимые условия, чтобы у них и детки появлялись. К примеру, комнаты кратковременного пребывания детей, где можно будет  оставить ребенка на время занятий.  Малыш будет присмотром, а мама и папа смогут спокойно учиться, получать профессию.

 – Что бы Вы пожелали  сегодняшним студентам в нынешнее непростое время?

 – (Улыбается). Времена всегда были непростые. Поэтому студентам всегда желаю одного – максимально безошибочно найти свое место в жизни. Ведь получив  в руки диплом о высшем образовании и присвоении  соответствующей квалификации, специальность к которой стремились, молодые люди  делают только самый первый шаг в этом направлении. Но, главное – они должны четко понять, что учились для того, чтобы заниматься делом, которое им по душе. И надо быть готовым к тому, что на первых ступеньках профессиональной лестницы их не ожидают красивый, сверкающий лаком на солнце автомобиль, дорогие костюмы от кутюр и прочие блага.  Это все – результат  труда человека, если он будет системно работать, ставить цели, пошагово идти к ним, а достигая их, ставить более высокие. Поэтому хочу пожелать нашей  молодежи целеустремленности: ставьте цели, достигайте их, и все у вас получится!

Беседовала Елена Озерян

https://crimea.mk.ru/social/2024/11/24/oni-drugie-vladimir-kuryanov-opisal-portret-sovremennogo-studenta.html

fe8473a2c72bedd3bb7ae2761f4313c9
Loading image...