10-06-2024
Лидеры научных инноваций: учёные изучают межэтническое взаимодействие в Крыму с древности до Нового времени

Учёные Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского изучают исторический опыт межэтнического взаимодействия в Крыму с древности до Нового времени. Исследование проводится в рамках госзадания.

Подробнее об исследовании рассказывает директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ им. В. И. Вернадского Александр Айбабин.

Насколько тема исследования актуальна? Что Вы изучаете в рамках госзадания?

— Важность этой темы объяснять не стоит, поскольку исторический опыт межэтнического согласия – это крайне актуально для Крыма. Не буду говорить о неолите, бронзовом и раннем железном веках, хотя и тогда эта проблема существовала, просто у нас нет письменных свидетельств (хотя Геродот описывает как раз ранний железный век). С античности, особенно в Средневековье и в Новое время, была острая проблема сосуществования разных этносов – номадов (или кочевников) и оседлого населения. Причём обе эти категории людей когда-то пришли в Крым, нельзя сказать, что кто-то из них жил в Крыму от самого появления здесь первобытных людей, поскольку это не доказано. В античности – это греки, тавры и скифы, сарматы. Потом появилась ещё Римская армия. У них были свои взаимоотношения и далеко не безоблачные. Аланы и германцы изгнали и истребили скифов и сарматов, и им приходилось взаимодействовать всё с той же Римской империей, которая вернулась в Крым. Кроме того, на территории Крыма находилась Европейская часть самостоятельного государства – Боспорского царства, города которого были основаны греческими колонистами в ранний античный период, а потом произошла «сарматизация» и «аланизация» городского пантикапейского общества. Это основное население боспорских городов в Римское время было разбавлено иудейскими общинами. И вот это Боспорское царство просуществовало до 517 или 527 года, в зависимости от того, как трактовать византийских историков. И всё это – взаимоотношения. А дальше – ещё больше! В 1223 году начинаются набеги татар, затем появляются итальянцы из Венеции, Генуи, которые между собой тоже не дружили. И кочевники, конечно… Были очень мощные волны. Больше всех запомнились половцы, которые, судя по сообщениям арабских авторов и Гильома де Рубрука, даже брали дань с жителей Горного Крыма, однако это вопрос достаточно сомнительный. В это время Крым сперва принадлежал Восточной римской империи. В 1204 году крестоносцы вместо освобождения от арабов «Гроба Господнего» в Иерусалиме решили заняться христианским Константинополем и его захватили. Крым подчинила образовавшееся в 1204 году Трапезундская империя. Вот ещё одни взаимоотношения.

Интересны межконфессиональные отношения. Были римские и иранские, древнегреческие языческие пантеоны, религиозные обряды, храмы, в I веке появились иудейские общины, а во второй половине III века в Боспорском царстве появились христиане, которые вначале были гонимыми. И все они между собой, как вы понимаете, не всегда ладили. Но поскольку это окраина античного мира, то здесь оказались и не совсем обычные иудейские общины. Я вёл раскопки в 2007–2009 годах в Керчи, и там удалось впервые для этого города раскрыть мощную рыбозасолочную фабрику позднего римского времени. Мы обнаружили 14 цистерн, в которых можно было перерабатывать одновременно сотни тонн рыбы. Что ещё интереснее для меня лично, мы впервые раскрыли кварталы жилых домов в знаменитом Пантикапее. Раннее раскопки велись только на вершине Митридата: там есть остатки оборонительных стен и даже руин дворцовых сооружений, знаменитый портик. А мы раскрыли квартал домов рядовых рыбаков. Там нашли камень с высеченной манумиссией – законом римского времени. Манумиссия сообщала об освобождении на волю рабов при условии их вхождения в иудейскую общину – синагогу. Видимо, местной иудейской общине не хватало определённого количества членов, и они нашли желающих среди рабов, отпуская их на волю при условии соблюдения иудейского обряда. Эта синагога называлась общиной «боящихся бога». И когда мы стали раскапывать руины этих домов, оказалось, что в слое разрушения находилось довольно много фрагментов амфор VI-VII веков (чаще VI века с изображением меноры – иудейского символа), мы даже нашли светильник с менорой. Таким образом, мы нашли место, где проживали представители этой общины, но не нашли остатки храма. И оказалось, что эти «боящиеся бога» – это довольно редкое явление. После нашей находки, недавно, была найдена ещё одна подобная надпись. Оказывается, что на окраине римского мира обосновались гонимые и своими, и чужими, и вполне неплохо здесь себя чувствовали.

Надо сказать, что в Римской империи в первые века к христианству плохо относились, а иудаизм признавали. В 313 году императоры Константин и Лициний легализовали христианство. В начале VI веке Боспорское царство поглощает Византийская империя. Константинополь вводит в город свой гарнизон, а в порту создает стоянку флота, о чём издан специальный указ. Историки пишут о постройке оборонительной стены. В общем, они там укрепляются, и, естественно, строят христианский храм. В центре Керчи в 60-х годах московские археологи нашли у храма Иоаннна Предтечи остатки ранней базилики: купель для крещения, строительные остатки. То есть, в городе уживались вполне мирно христиане и иудеи, взаимодействовали и занимались, как мы видим, рыбным промыслом и переработкой рыбы. Квартал разрушили тюрки, которые после отказа Византии заключить с ними союз для войны с Ираном, в 580 году захватили Боспор. Хотя тюрки вскоре покинули Боспор, жизнь в квартале уже не возобновилась. На руинах домов устроили христианское кладбище.

О распространении христианства в Крыму отрывочные сведения содержатся в письменных источниках и в двух великолепных житиях, которые достоверно описывают события того времени – это «Житие святого Иоанна Готского» и «Житие Стефана Сурожского». Раскопаны руины многочисленных храмов. Многие пришли в запустение в Османский период. Их надо исследовать, изучать. В Херсонесе были открыты склепы с ранними христианскими фресками. И это один из аргументов достаточно раннего распространения христианства. Во всяком случае, IV век там фиксируется.

На полуострове сосуществовали две великие религии, причём одна расцвела за счёт отрицания другой. После возникновения на полуострове Крымского улуса Золотой Орды на его территории в начале XIV века распространяется ислам. Естественно, строятся мечети, медресе, караван-сараи (постоялые дворы), которые тоже являются культурным наследием. Всё находится на одном Крымском полуострове, даже в одних и тех же городах, на одних и тех же территориях. И мы изучаем всю эту полиэтничную и многоконфессиональную ситуацию и пытаемся понять, как они уживались друг с другом.

В рамках исследования ислама мы изучаем золотоордынскую нумизматику, нумизматику Крымского ханства, Османского периода. По монетам мы уточняем даты правления ханов, документируем хронологию исторических событий, поскольку о событиях XIV-XV веков зачастую писали в XVI-XVIII веков.

А что касается Нового времени?

— Самое интересное, что названные проблемы актуальны и сейчас. Вы-то помоложе, а я наблюдал, когда здесь вообще ни одного мусульманина не было, и на весь Крым сохранилось семь церквей под закат советской власти. А потом все религии расцвели.

Новое время – это огромный период после присоединения Крыма к России, когда Екатерина II скрепила это международным признанным договором, и до начала XX века. По новейшему времени у нас пока специалистов нет.

На самом деле это такой же тёмный период, как и запрещавшийся ранее татарский период. Есть великолепные архивы в Санкт-Петербурге, дела чудом сохранились и в Государственном архиве Республики Крым, есть памятники, возникшие при присоединении Крыма к России. Тогда было многочисленное татарское население, и была политика империи, когда с самого присоединения Крыма к России Екатерина и все последующие правители издавали законы и указы, стремившиеся включить в законодательное поле Российской империи мусульман. Они не закрывали учебные заведения, мечети, не было практики массового изъятия земель у местного населения и передачи её русской знати. В Новое время начал осваиваться Южный берег Крыма, поскольку во время Римской империи там было всего два города – Алустон и Горзувиты. В XII веке появилась Джалита (Ялта). В XIX веке началось обустройство побережья. Создавались дворцы и парки, развивалась рекреация Южного берега, предпринимались попытки защититься от оползней, возникло промышленное виноделие. Это всё было в Новое время. И сегодня многие законы того времени публикуются впервые. Это новый период истории – освоение Российской империей Крыма и налаживание взаимоотношений, интеграция его в российское законодательство и развитие здесь российской культуры.

Как давно Вы занимаетесь изучением этих вопросов?

— Наш центр возник ещё при советской власти, и мы продолжили изучение этих вопросов ещё при Украине, тогда мы были единственным на территории страны центром, который изучал деятельность Российской империи на полуострове в позитивном ключе. Сейчас это, тем более, одно из важнейших направлений, но это не отменяет необходимости изучать и другие эпохи.

В силу разных политических причин и амбиций отдельных деятелей в 1952 году официально запретили изучать историю многих народов Крыма. Фактически до начала перестройки не изучалась история крымских татар, боялись изучать и историю готов, которые здесь жили.

Надо изучать, надо познавать, надо вводить в научный оборот старые и вновь найденные документы. А очень интересные документы сегодня находят в архивах Константинополя, в архивах Москвы и в Российской публичной библиотеке.