02-11-2023
Сергей Юрченко: «20 тысяч иностранных «послов доброй воли» получили профессию в нашем университете»

Недавно Глава Крыма  Сергей Аксёнов  призвал использовать возможности международных площадок, чтобы доносить правдивую информацию о ситуации в Крыму. Можно уверенно заявить, что главный вуз полуострова, Наблюдательный совет которого возглавляет руководитель республики – Крымский федеральный университет,  очень  эффективно  занимается этим уже не один десяток лет и работает в этом направлении на перспективу, что называется вдолгую. Как именно? Об этом беседуем с первым проректором-проректором по международной деятельности и информационной политике КФУ имени В.И. Вернадского, профессором, кандидатом исторических наук, доктором политических наук  Сергеем Юрченко.

 – Сергей Васильевич,  сколько лет  в КФУ обучают  иностранных студентов и из каких стран?

 – Подготовка специалистов для зарубежных государств в университете имеет давние традиции. И когда Распоряжением  Правительства России создавался Крымский федеральный университет, в него вошли вузы, каждый из которых имел свою солидную историю, накопленные годами опыт и практику подготовки иностранных обучающихся. К примеру, в КФУ вошел Медицинский институт имени С.И. Георгиевского, на базе которого еще в 1961 году начали подготовку  иностранных специалистов. Есть многолетний опыт  обучения  зарубежных студентов и в Таврической  академии КФУ, которая раньше была  Симферопольским госуниверситетом имени  М.В. Фрунзе. Свои традиции  в этом деле имеются и в Агротехнологической академии университета  – ранее это был известный в стране сельскохозяйственный институт. Поэтому,  сегодня, как, наверное, никогда ранее, сам по себе имеющийся у нашего вуза богатейший опыт обучения зарубежных граждан  становится  важнейшим каналом,  позволяющим оказывать влияние на формирование позитивного образа Крыма в международном научно-образовательном и просветительском пространстве. Более того, очень часто главным критерием выбора для обучения иностранцев в КФУ являются именно личные впечатления, опыт, связи с Крымом  наших зарубежных выпускников. На сегодня это – примерно 20 тысяч человек. Эту огромную армию, которая обучалась в нашем вузе,  мы часто называем  «послами доброй воли», которые  видели Крым своими глазами, знают, как здесь живут люди. И у них с нашим полуостровом  связаны не худшие, а может быть, и лучшие годы их жизни. Потому что, это – их молодость, друзья, обучаясь и живя в Крыму, они узнавали много нового, интересного. И, естественно, для нас всегда было очень важно поддерживать  связи с нашими  иностранными выпускниками, и мы продолжаем это делать вопреки всему.

 – Наверняка большая часть иностранных выпускников КФУ состоялись  как специалисты. А кто-то занимал или занимает ответственные  посты, должности в своих государствах?

– Немало наших выпускников  продвигаются в своих направлениях деятельности. Чтобы даже бегло перечислить их, потребуется немало времени и газетной площади. С  карьерными достижениями некоторых можно познакомиться на сайте КФУ в разделе  «Международная деятельность», подраздел «Выдающиеся иностранные выпускники». К примеру, многие из них занимают достаточно высокие посты в различных министерствах Социалистической Республики Вьетнам, а один, филолог по направлению подготовки,  какое-то время был,  что сейчас называется, спичрайтером  высших лиц этого государства.

 – Иностранные выпускники КФУ поддерживают связь  с альма-матер, преподавателями? В свою очередь, вуз интересуется их судьбой?

– Одна из задач международной деятельности КФУ как раз и заключается в том, чтобы не только организовывать  обучение иностранных студентов, их адаптационный процесс, но и поддерживать  отношения с выпускниками вуза, используя для этого самые различные  формы.  В том же Вьетнаме наши выпускники объединились  в неформальную группу, человек 40. И назвали свое общество «Дансим», что в переводе означает «Люди Симферополя». И когда мы по решению  вышестоящих органов, к примеру, участвуем в проведении в этой стране различных олимпиад, всегда  встречаемся с нашими выпускниками. У нас существуют каналы взаимного информирования, благо сейчас технологии позволяют это делать. Наши выпускники выступают в качестве членов комитетов  при организации  наших конференций, делают доклады.  Мы сотрудничаем не только с вьетнамскими выпускниками КФУ, но и, к примеру,  с кубинскими. Недавно наши выпускники участвовали в круглом столе, посвященном  95-летию со дня рождения  Эрнесто Че Ге Вары. Также в соответствии  с государственной программой, мы приглашаем наших иностранных выпускников к участию в различных мероприятиях, которые проводятся  по линии Министерства науки и высшего образования РФ и других ведомств. Весной в Сочи будет проходить Всемирный фестиваль молодежи под эгидой высших  институтов нашего государства. И там будут выпускники Крымского федерального, они приглашены, соответствующие документы мы уже направили. Так что связи с нашими бывшими иностранными студентами мы не теряем. Более того, во время официальных визитов  делегаций КФУ в их страны они оказывают нам всяческую поддержку, поскольку знают реальную жизнь, историю, образовательный и экономический потенциал своих государств, менталитет местных жителей, их традиции и обычаи. И когда мы приезжаем туда, они консультируют нас, дают добрые советы, которые повышают эффективность и результативность нашей работы. Существуют и другие формы  взаимодействия  университета со своими  иностранными выпускниками. Ведь укрепление сотрудничества  с теми, кто уже получил образование, состоялся в жизни, и кто является хорошим примером  для других – это работа на перспективу. Тем более, что с  иностранными студентами у нас складываются  очень добрые отношения, как во время учебного процесса, так и во внеучебное время. И потенциальным обучающимся, и тем, кто получает образование в КФУ сегодня, очень важно услышать мнение, доброе слово о КФУ от своих соотечественников, которые тоже учились у нас. Поэтому мы, например, очень часто приглашаем  своих выпускников-иностранцев, особенно Медицинской академии, на различные встречи с нынешними студентами, где они рассказывают, как учились, чего достигли, благодаря образованию, полученному  в нашем вузе. Такие мероприятия дают положительный эффект.

 -Сегодня вектор развития экономики России разворачивается в сторону Африки, Азии. Граждане каких стран из этих регионов сейчас получают образование в КФУ?

 – Международная ситуация влияет не только на приоритеты развития различных отраслей экономики нашей страны, но и на  международную образовательную и научную деятельность. Это находит отражение в государственной политике Российской Федерации. Наглядным и ярким тому примером является недавний саммит «Россия-Африка» в Санкт-Петербурге. Я участвовал в работе этого форума в части, касающейся экономического, культурного взаимодействия, и образовательной  сферы.

 – Что тоже не случайно, учитывался многолетний  опыт  подготовки в КФУ иностранных специалистов  для стран этих регионов?

 – Безусловно. Сегодня в Крымском федеральном из трёх тысяч иностранных студентов 113 человек представляют 12 африканских стран: Алжир, Бенин, Ботсвану, Гану, Египет, Замбию, Зимбабве, Камерун, Кению, Нигерию, Республику Конго, Эфиопию. Они обучаются  на медицинском, агротехнологическом и политологическом направлениях. Да, были времена, когда в Крым за высшим образованием приезжало больше молодых африканцев, но и 113 человек, в нынешних условиях, согласитесь, тоже немало. Причем это – очень хорошие студенты. И это – вклад КФУ  в реализацию государственной политики. И в продолжение наших традиций, а, в конечном счете,  продвижении КФУ, а значит и Крыма  в международном научно-образовательном пространстве. Поэтому, мы заинтересованы, чтобы отношения России и Африки крепли, развивались и тоже будем над этим работать.

 – Тем более, что это, действительно, работа на перспективу.

– Хочу отметить, что вектор, связанный с Востоком в широком понимании, нами был определен задолго до того, как произошли геополитические изменения, связанные с, по сути, агрессией Запада против России, которая сейчас уже приняла формы  вооруженного противостояния. После воссоединения Крыма с Россией нам уже стало понятно, что будут выстраиваться различные преграды для взаимодействия наших государственных институтов с международными организациями в различных сферах, в том числе и образовательной. Поэтому, мы выстраивали свою работу так, чтобы развивались отношения как раз со странами Востока и Африки, их образовательными и научными  учреждениями. И, практически все поездки, которые осуществлял КФУ, были в Китай, Иран, Иорданию, Сирию. Со многими африканскими государствами у  Крымского федерального университета достаточно длительная история взаимодействия,  сотрудничать с ними  перспективно. Средний возраст жителей в африканских странах – 18 лет. Молодым людям очень важно получить профессию, продвижение по карьерной стезе и в этом плане нам необходимо с ними работать. Тем более, как я уже говорил, об африканских студентах и их успеваемости у наших преподавателей очень хорошее впечатление. К тому же  на базе КФУ (наш вуз выступал координатором) действовал Российско-африканский сетевой университет. В рамках деятельности этого консорциума были заключены десять договоров с вузами Зимбабве, а также в 2022 году десять человек из африканских государств освоили в Крыму дополнительную образовательную программу. С точки зрения перспектив надо отметить и тот факт, что Крымский федеральный университет из всех федеральных вузов географически ближе всех находится к Африке, обладает мощными научными школами, опытными преподавателями. А  полуостров – подходящим климатом, жители –  необходимым опытом толерантности.

 – То есть сейчас КФУ будет продолжать  интенсивно развивать те направления международной деятельности, которые были определены ранее?

 – Учитывая новые реалии, корректируя некоторые образовательные моменты. Сейчас руководство университета рассматривает возможность  открытия направления подготовки «Востоковедение и африканистика», которые будут готовить  специалистов для этих стран. Ведь если Президент Владимир Владимирович Путин и доктринальные документы ставят перед нами задачу – развивать отношения с  Африкой и странами Востока, то для этого, в первую очередь, требуются кадры. Очень сильная школа востоковедения в Крыму была всегда. В особенности  то, что связано с арабским, турецким и персидским языками. И для того, чтобы их изучение было привлекательным для абитуриентов, КФУ будет развивать это направление.

 – И традиционная специальность «персидский язык» снова появится в перечне  подготовки специалистов в университете? Ведь российско-иранское сотрудничество сегодня тоже активно развивается. А у КФУ налажены контакты и даже подписаны соглашения о сотрудничестве с некоторыми ведущими университетами Ирана.

 – Мы готовим специалистов по персидскому языку и сейчас, но их обучение происходит только на коммерческой основе, возможно, поэтому, пока студенты идут туда не очень активно. Открытие направления «Востоковедение и африканистика», где, наряду с арабским и турецким будут изучать и персидский язык, улучшит ситуацию. Тем более, что еще в 2015-м году  Управлением международной деятельности КФУ была организована  поездка  для наших специалистов в Исламскую Республику Иран.  В ходе этого визита было подписано  три соглашения с университетами этой страны. И у нас с ними  начали складываться хорошие отношения, налаживаться деловые контакты. Но потом началась эта история с ковидом, и, по понятным причинам, контакты были прерваны. А сейчас заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Института экономики и управления КФУ Андрей Вершицкий с коллегами планируют проведение международной конференции «Государственное  управление и экономическое развитие в новых геополитических условиях»  с участием представителей образовательного и бизнес-сообщества Ирана. Тем более, что нам есть чему поучиться у страны, которая вопреки многолетним санкциям успешно развивается. Более того, по многим направлениям успешно взаимодействует с Россией. Это очень важно сейчас, когда идет открытое противостояние с Западом. Поэтому, нам необходимо укреплять  отношения со странами Азии и Африки  во всех сферах. В том числе и с Ираном.

– Подготовка специалистов для  Индии в Крымском федеральном тоже насчитывает не один десяток лет и продолжается вопреки всем невзгодам. Очевидно, что сегодня для вуза открываются возможности для обучения и китайских студентов. Есть такие планы?

– Действительно, несмотря ни на что, в нашем вузе продолжают обучаться индийские студенты. Сегодня это 2100 человек. В основном они получают медицинское образование. Обучение китайских студентов – тоже очень перспективное  направление. Его развитие будет способствовать укреплению связей между Китаем и Россией, в том числе связей Китая с Крымом, которому нужны и китайские туристы, и китайский рынок сбыта крымских товаров. На базе кафедры иностранной филологии и методики преподавания Гуманитарно-педагогической академии КФУ мы уже готовим специалистов по китайскому языку из числа наших граждан. И количество желающих изучать его растет. Но, здесь надо учитывать имеющиеся в вузе ресурсные возможности  обеспечения  процесса подготовки  иностранных обучающихся. Да, для этого в КФУ есть  все необходимое. Тем не менее, важно определить на какие показатели и почему должен ориентироваться вуз, обучая иностранных граждан. Ведь абсолютно понятно, что их число  связано с количеством  имеющихся у нас на сегодня аудиторий и преподавателей, которые ведут занятия с этими студентами, с той материальной базой, оборудованием, приборами, которые задействованы в процессе подготовки специалиста, в том числе и иностранного. Поэтому  прием иностранных граждан на обучение должен быть рациональным и способствовать  решению задач, которые ставит перед нами государство в лице нашего учредителя – Министерства науки и высшего образования РФ и  тех, что связаны с развитием Республики Крым. Ведь готовя зарубежных специалистов, мы сокращаем места для обучения специалистов для отраслей нашей экономики. И здесь важно понимать ситуацию и соблюдать баланс. Поэтому, ориентиры, которые нами  выработаны  на основе накопленного многолетнего опыта,  изучения данного вопроса, практикой, показывают, что рационально принимать примерно 500-600 иностранных студентов в год по контракту и по межправительственным соглашениям. Это – оптимальная цифра, которая позволит наиболее эффективно использовать ресурс КФУ  для решения данной задачи.

 – А что иностранные студенты говорят о западных санкциях против Крыма и России?  Находясь на полуострове даже какой-то небольшой период времени, наверняка, они тоже ощутили их влияние на себе.

– Наши иностранные студенты очень подготовлены  в этом плане, они многое понимают. И та международная ситуация, которая сегодня складывается, конечно, тоже влияет на их мировоззрение. Потому что, Крым, по сути, прифронтовой регион, и они осознают это.  Тем не менее, на процесс подготовки иностранных кадров в КФУ данное обстоятельство  существенно не повлияло. Хотя мы наблюдаем незначительный отток абитуриентов из зарубежья в вузы, например, Краснодарского края. Но, в Крыму ситуация контролируемая и процесс обучения иностранных студентов идет по плану. Как и все мы, они  смотрят телевизор, ходят в те же магазины, кинотеатры, музеи, посещают различные мероприятия. Об этом, конечно, рассказывают своим согражданам, а также  о том, что здесь хорошо учиться. И показывают наглядно, благо сегодня это можно сделать даже с помощью телефона. Согласитесь, лучшей и эффективней формы рекламы Крыма и Крымского федерального университета не придумаешь.

 -Сергей Васильевич, Вы не один год работаете  с иностранными студентами. Чем они похожи на наших,  и чем отличаются?

 – Студенты всего мира похожи между собой  тем, что они молоды, полны надежд, у них много планов на будущее. И они понимают, что для их реализации необходимо предпринимать конкретные шаги. Один из первых – получить образование.  Конечно, существуют  определенные  национальные особенности, не буду их позиционировать с какими-то странами или культурами. Но, к примеру, у ряда наших иностранных студентов мы часто видим такую, скажем так, тенденцию несколько свободного представления о времени. Поскольку, оказывается, в разных странах время течет по-разному, – улыбается. – И этот факт  мы учитываем, например, при проведении мероприятий, когда назначается конкретное время их начала, а уважаемые иностранные обучающиеся опаздывают. А еще отмечаем  высокую работоспособность  иностранных студентов, которая в столь массовых измерениях  у наших ребят  не так часто проявляется. Что понятно: главная цель иностранных студентов – с помощью полученного у нас образования использовать те социальные лифты, которые существуют в их странах. Они понимают, для чего они  находятся в  университете, ведь  подавляющее большинство  получают образование по контрактам, за которые платят они или их родители. Поэтому иностранные студенты  осознают свою ответственность за то,  насколько  успешно они будут усваивать знания, которые им дают в КФУ. А наши студенты в известной степени воспринимают возможность  получения высшего образования, как само собой разумеющееся.

 –  Как историк и политолог Вы наблюдаете у иностранных обучающихся  интерес к истории Крыма и России?

 – Несомненно.  И наша работа с ними, а по сути, взаимодействие цивилизаций,  дает возможность понять друг друга. И, в свою очередь,  дает  им возможность  понять  нашу русскую культуру, российскую политику в отношении тех или иных стран и конкретных вопросов. Студенты-иностранцы живо интересуются  как историей Крыма, так и  России в целом. И то, что я преподавал историю, политологию  часто помогает мне  отвечать  на их порой  очень непростые вопросы, объяснять последовательность, закономерности, нюансы  тех или иных исторических событий, – улыбается.- Общение с иностранными студентами дает понимание того, что основой всего является диалог. Умение выслушать представителя другой  страны, культуры, порой ценностных ориентиров и умение выразить свою точку зрения дает возможности развития взаимоотношений. Очень важным является то, что иностранные обучающиеся  отмечают наши, а мы, в свою очередь, их сильные стороны и положительные моменты. К примеру, к преимуществам получения высшего образования в КФУ они относят наши сильные научные школы и  климат. Потому что, к нам, как правило,  едут учиться жители теплых стран. А еще иностранные обучающиеся всегда отмечают  гармоничные межнациональные отношения, которые в Крыму исторически складываются. Эти три основных фактора, как показывают наши  исследования и опросы, обуславливают  выбор  зарубежных граждан для обучения специальности в КФУ. И мы, в свою очередь, рады видеть их в нашем вузе.

                                                                                                                      Беседовала Елена Озерян