16-10-2023
Спрос на рекламу среди студентов, бюджетный аншлаг, кадровый вопрос и конкуренция вузов: интервью руководителя КФУ

14 октября Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, преемник первого высшего учебного заведения на полуострове, отметит 105-летие. В канун юбилея о дне сегодняшнем и задачах, которые предстоит решить вузу, беседуем с его руководителем Владимиром Курьяновым.

И физики, и лирики

– Владимир Олегович, как прошла вступительная кампания? Знаю, что все бюджетные места заняты. Такого давно не было. Молодёжь хочет учиться?

– На то, что ещё до объявления дополнительного приёма у нас было достаточное количество абитуриентов, имеющих необходимый проходной балл для бесплатного обучения, повлияло многое. Большое количество молодых людей с новых территорий приехало учиться к нам. Они имели такую же льготу для поступления в вуз, какая была у крымчан после воссоединения с Россией в 2014 году. Им не надо было сдавать ЕГЭ.

Вероятно, свою роль в их выборе вуза сыграли близость наших регионов и сложившиеся исторически связи, контакты. Они наслышаны о КФУ от родителей, старших братьев, сестёр, тех, кто когда-то учился в нашем университете.

Действительно, важно, что желание получать высшее образование у нашей молодёжи не ослабевает. Хотя справедливости ради надо отметить, что некоторые её представители не в полной мере отдают себе отчёт в том, что такое учёба в вузе. Но это тема для другого разговора. Право попробовать себя в качестве студента университета имеет каждый выпускник школы, успешно сдавший ЕГЭ по соответствующим предметам.

– На какие направления подготовки конкурс был самым высоким?

– Пороговые значения баллов ЕГЭ устанавливает Минобрнауки России. Вуз имеет право их повышать, но не понижать. Мы воспользовались этим правом и немного повысили количество баллов, необходимых для поступления на медицинские специальности. Но это никак не повлияло на количество поданных абитуриентами заявлений и на результаты зачисления, все бюджетные места были заняты.

Невероятный конкурс в этом году был на направление подготовки «реклама и связи с общественностью». По большому счёту конъюнктура из года в год повторяется: все хотят быть пиарщиками, юристами, экономистами, врачами. Эта традиция сформировалась не сегодня и даже не вчера.

– Говорят, что в этом году многие абитуриенты подавали документы на математические направления подготовки.

– К сожалению, из-за небольшого конкурса в предыдущие годы количество «математических» бюджетных мест значительно сократилось – со 100 до 25. Притом что сегодня математики достаточно востребованы, прежде всего в системе школьного образования.

В этой приёмной кампании получилось «закрыть» бюджетные места и на такие направления, как «физика» и даже «техническая физика». Ранее это не всегда удавалось. Поэтому в целом вступительную кампанию 2023 года можем считать успешной. На фоне других федеральных университетов в этом отношении КФУ выглядит нормально: если говорить о контрольных цифрах приёма, задних не пасём. Есть вузы, в которых недобор абитуриентов на бюджетные места составил сотни людей. Тем не менее нам ещё предстоит сделать серьёзный анализ результатов вступительной кампании.

По моим ощущениям и многолетним наблюдениям, молодые люди, оканчивая школу, не очень хорошо понимают, чего хотят в жизни, не представляют, какой трудовой деятельностью им следует заняться. Поэтому, скорее всего, профориентация в школах будет перенаправляться на получение не высшего, а среднего специального образования, где можно получить и рабочую профессию, и квалификацию специалиста среднего звена. Именно этих кадров сегодня просто катастрофически не хватает на рынке труда.

– КФУ, в структуре которого есть колледжи, как говорится, и карты в руки. Что-то будет меняться в системе подготовки специалистов среднего звена?

– Кардинально нам менять ничего не нужно, корректировать – да. Будем восстанавливать нормальную систему учебного процесса, в рамках которой наши студенты смогут получать дополнительные квалификации именно в рамках среднего профессионального образования. Это могут быть как рабочие профессии, так и квалификация специалиста среднего звена, что расширит возможности молодого человека в последующем трудоустройстве. К примеру, где может себя применить выпускник университета с дипломом химика или историка? Если говорить о Крыме, химик может пойти работать в какую-то экологическую или производственную лабораторию, историк – в музей или экскурсоводом. Но для этого ему надо будет получить дополнительную квалификацию. Сегодня это нормативное требование. И эти задачи мы планируем решать в рамках университета.

Чтобы наш выпускник имел в руках набор компетенций, мы должны обеспечить ему возможность получить их даже в стороне от основной квалификации, которую он выбрал, поступив в КФУ. И очень может быть, что лучше всего он сможет себя реализовать, найти место в жизни как раз как специалист среднего звена, а при необходимости – получить и высшее образование.

Сегодня многие молодые люди работают не на одной работе, а на двух. Когда у них есть несколько компетенций, перед ними открывается больше возможностей. К примеру, человек хочет быть музейным работником. Но уровень зарплаты там не закрывает его материальные потребности. А если во время учёбы в КФУ он получит ещё, например, квалификацию дизайнера, сможет зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и заниматься оформлением чего-то, получая дополнительный доход. Для этого не надо иметь высшее образование. Колледжи КФУ готовят дизайнеров по программам СПО.

Наша задача – в процессе обучения обеспечить студентам возможность получения разных компетенций в зависимости от их наклонностей и потребностей. Это правильный подход, соблюдать который государство достаточно жёстко требует от вузов. Когда в экономике, социальной сфере постоянно происходят изменения (сегодня нужны одни специалисты, а завтра – другие), выйдя из стен вуза, человек не должен сразу заниматься дополнительным переучиванием. Хотя получение ещё десятка квалификаций – это его личное дело.

Палка о двух концах

– На одной из пресс-конференций вы сказали, что сегодня наблюдается и достаточно заметное падение качества знаний студентов. Кто виноват и что делать?

– Это вопрос не только качества знаний наших обучающихся, но и, безусловно, качества преподавания. Требовательность к преподавателям необходима не только со стороны руководства университета: один лишь ректор не может повлиять на каждого. Если этим вместе будут заниматься заведующие кафедрами, деканы факультетов, руководители институтов, тогда ситуация начнёт меняться к лучшему.

– Конфуцию приписывают фразу «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Тем не менее сегодня КФУ тоже в некоторой степени находится в таком периоде. Вуз будет возвращаться к классическому университетскому образованию?

– Я уже говорил, отвечая на подобные вопросы, что мы не будем возвращаться в прошлое. Опять же, скажу, может быть, банальную фразу, но она соответствует действительности: опираясь на опыт прошлого, на то позитивное, что в нём было, мы должны не только построить сегодняшний день университета, но и заглянуть по возможности в достаточно отдалённое будущее как вуза, так и Крыма в целом.

Уже сегодня нам надо попытаться понять, как будут развиваться система образования, технологии, причём не только информационные. И сообразно этому строить в КФУ систему преподавания, научных исследований, взаимодействия с внешней средой. Кому и зачем сегодня нужен университет? Да, вуз должен готовить кадры, но для кого и какие? Этот вопрос в последние годы довольно часто звучит из уст президента. И связано это не только с нехваткой рабочих рук, которых действительно не хватает, но и с тем, что сегодня не хватает, как раньше говорили, профессионалов новой формации.

Вопрос подготовки кадров сегодня становится достаточно сложным, а лозунг «Дайте нам выпускников, которые придут и будут работать эффективно с первого дня» немного лукавый. Здесь необходимо менять систему подготовки специалиста, он должен быть заказан реальным сектором экономики.

– Университет и экономика, по сути, два сообщающихся сосуда…

– Или дорога со встречным движением… Но сегодня в Крыму, за редким исключением, работодатели, бизнес по-настоящему не готовы работать в этом плане с университетом, нашими студентами. Только две структуры (крупный отель и завод. – Ред.) реально это делают, остальные рассуждают иначе. Например, наши медики нашли двух партнёров, которые предоставляют свою продукцию для проведения медико-биологических экспериментов. Тем не менее, как честно сказал представитель одного из них, вкладываться в развитие данного научного направления они не собираются.

Сегодня, чтобы решить кадровую проблему, многие ратуют за возврат распределения молодых специалистов. Но это, на мой взгляд, палка о двух концах. Чтобы не было кадрового голода в разных сферах экономики, необходимо развивать уже не первый год работающий механизм целевого обучения специалистов. Если вы хотите получить от университета качественные кадры, которые завтра придут на рабочее место и будут выполнять важную для вас конкретную функцию (а может быть, и несколько), дайте вузу конкретный заказ. К сожалению, сейчас позиция многих потенциальных работодателей заключается в том, что университет никуда не денется, всё равно подготовит для них кадры.

Жильё моё

– Знаю, что вы один из инициаторов разработки крымской концепции образования. Каким образом КФУ будет учитывать региональные особенности в подготовке специалистов?

– В Крыму система образования снизу и доверху должна быть подчинена интересам регионального развития республики. Которая, в свою очередь, должна сделать заказ на специалистов, и не сиюминутный (дать 10 рабочих, 20 учителей, 50 врачей и т. д.). Нужно понимать, что республика даст молодым специалистам, которых университет подготовит через 5, 10 или 20 лет. К этому нас, обозначая горизонты развития, призывает и президент: планировать до 2050 года. И роль КФУ в решении этих вопросов должна быть ключевой.

Для решения кадровых проблем Крыма надо в ближайшие 5-6 лет обеспечить серьёзный кад-ровый прорыв и в самом вузе, к чему мы пока не готовы. И сегодня задача – настроить, а в каких-то моментах, скажу откровенно, принудить коллектив работать так, как необходимо. К сожалению, в последние годы, извините, «вычищались» ветераны вуза, особенно неудобные и неугодные. На их место брали покладистых. И сейчас наша задача – сформировать адекватную кадровую политику. Причём она касается и преподавательского состава, и управленческого звена. Потому что без понимания того, как мы будем омолаживать коллектив университета в целом, а это процесс неизбежный, вуз работать не сможет. Механизм решения этой задачи мы ещё не выработали, но работу над этой проблемой начали. Она сопряжена не только с отбором наиболее талантливых специалистов, учёных, преподавателей, управленцев. Чтобы дальше развивать университет, мы должны для этой молодёжи создать его привлекательный образ. Причём не декларируемый, а реализуемый, который содержит в себе, к примеру, возможность получения жилья. Вопрос непростой, но его надо решать. И в этом мы очень рассчитываем на определённую поддержку со стороны правительства республики.

К тому же наличие служебного жилья позволит (пусть даже на определённый период) пригласить для работы в университете действительно выдающихся людей, которые смогут обеспечить нам новое качество образования и научных исследований.

– Конкуренция со стороны вузов новых территорий КФУ не грозит?

– Пока идёт СВО, нет. В будущем, естественно, появится конкурентная среда, мы это чётко понимаем. И в этой сфере, мне кажется, должна меняться государственная политика: вузам надо не конкурировать друг с другом, а взаимодействовать. Да, в каждом регионе есть потребность подготовки кад-ров для себя. Я считаю, что государство должно посмотреть с позиции целесообразности на образовательные программы и лицензирование новых направлений в вузах. Ведь у жителей любых регионов, а тем более соседних, есть возможность поехать в любой университет, институт, колледж и там получить специальность. На самом деле, конкуренция, особенно между высшими учебными заведениями, была всегда, и во времена плановой экономики тоже – по материальной базе, уровню профессорско-преподавательского состава. Почему всегда абитуриенты ехали учиться в Москву? Потому что выше уровня образования не было и нет. И это факт.

– Вопрос на засыпку: в нынешнем Крымском федеральном университете вы хотели бы учиться?

– Хотел бы (смеётся. – Ред.). Потому что, во-первых, мимо студентов проходят существующие проблемы, о которых знают и которые решают администрация университета, преподаватели. А во-вторых, если бы я сегодня стоял перед выбором, где учиться, всё равно выбрал бы крымский вуз и федеральный университет, потому что он предоставляет молодому человеку больше возможностей.

– Есть мечта, которую вам как руководителю КФУ хочется осуществить?

– В студенчестве я не планировал ни быть деканом, ни проректором, ни возглавлять федеральный университет. Я хотел заниматься наукой и преподаванием. А сейчас, может быть, скажу банальную фразу: очень хочу увидеть КФУ процветающим университетом, где преподавателям хочется работать, а студентам – учиться, о котором будут говорить хорошо. Чтобы мечты становились реальностью, придётся много работать.

блицопрос

Главная черта характера, необходимая в вашей работе…

– Настойчивость.

– Если бы могли сменить профессию, то стали бы…

– Историком.

– Каков ваш жизненный принцип?

– Не врать.

– За что любите жизнь?

– За многообразие.

– С кем из известных людей вы хотели бы пообщаться?

– С Жириновским, если бы он был жив.

– О чём бы у него спросили?

– Как становятся политиками его уровня.

– Чего не терпите в людях?

– Снобизма и хамства.

– Какое любимое место в Крыму?

– Их много.

Что или кто вас стимулирует?

– Желание быть полезным стране и людям.

– Какое любимое времяпрепровождение вне работы?

– Путешествия.

                                                                                                                           Беседовала Елена Озерян

Источник: https://gazetacrimea.ru/news/spros-na-reklamu-sredi-studentov-byudzhetnyy-anshlag-kadrovyy-vopros-i-konkurentsiya-vuzov-intervyu-/

07
Loading image...