07 августа, Крымский федеральный университет. Дефицит специалистов в строительной отрасли сегодня наблюдается по всей стране. И Крым в этом плане – не исключение. По информации руководителя кадрового центра Минстроя РФ общий дефицит кадров в строительной отрасли, составляет более 200 000 человек, самые востребованные специальности: технологический монтажник трубопроводов, электрогазосварщик, плотник, бетонщик, арматурщик. На стройплощадках и в инфраструктурных организациях не хватает и управленцев, и квалифицированных рабочих. А между тем, по подсчетам главного строительного ведомства страны, для восстановления новых регионов России в 2023 году понадобится 48 000 специалистов. Для того чтобы компенсировать нехватку строительных кадров, в них направляются застройщики из других регионов страны. Крыму в какой-то степени повезло: в регионе есть учебные заведения, которые не один десяток лет готовят для строительной отрасли специалистов разного профиля и квалификации. О том, какие меры следует предпринять, чтобы успешнее решать проблему дефицита кадров, рассказала директор Института «Академия строительства и архитектуры» КФУ им. В. И. Вернадского Наталья Цопа.
– Наталья Владимировна, какое количество специалистов строительных специальностей с высшим образованием не хватает Крыму?
– Конкретной цифры я вам не назову, но это сотни, если не тысячи человек. В частности на сайте нашей Академии постоянно публикуются предложения, вакансии – « требуются, требуются»… .Поэтому, мы плотно работам с работодателями региона – строительными компаниями, государственными органами – Министерством строительства и архитектуры РК, ГАУ РК «Госстройэкспертиза», руководитель которой, к слову, возглавляет аттестационную комиссию в нашей Академии. Также в ее состав входят представители судебно-строительной и технической экспертиз, республиканского Госкомитета по регистрации недвижимого имущества. Эти структуры всегда берут на работу наших выпускников. Впрочем, как и коммерческие строительные фирмы. Такого, чтобы после окончания обучения наши ребята не трудоустроились, не бывает. Более того, мы периодически проводим анкетирование среди наших студентов и на вопрос «Работаете или нет?», процентов девяносто из них отвечают «Да, работаем». Понятно, что многие трудоустраиваются неофициально, подрабатывают, тем не менее они набираются опыта. Опять же, согласно данным наших опросов, из этих 90%, 60 % работают по специальности. Или – около специальности. Например, продавцом в строительном магазине, хотя мы это не приветствуем. Но, в любом случае этот студент уже сможет объяснить, чем отличается минеральная вата от пеностекла, какой утеплитель лучше, дольше прослужит, каков срок его окупаемости- одного хватит на 100 лет, а минеральной ваты – на 10, а то и на 5, если будут какие-то критические природные события.
– А сколько учебных заведений в Крыму, сегодня готовят специалистов разного уровня для строительной отрасли?
– В следующем году нашей Академии исполняется 65 лет, что уже говорит о научном потенциале нашего учреждения, профессиональном уровне преподавателей. Из ее стен вышли специалисты, результаты труда которых можно увидеть сегодня, что называется, воочию. Многие из них занимают серьезные должности, руководят крупными строительными организациями, являются главными проектировщиками,архитекторами, инженерами. Наши выпускники востребованы хотя бы потому, что кроме высокого уровня подготовки, они знают особенности сейсмики, рельефа нашего уникального полуострова. В Крыму у нас есть конкурент – СевГУ, где несколько лет назад начали готовить специалистов промышленного и гражданского строительства и архитекторов. Это – еще одно доказательство того, что они будут востребованы. Мы же готовим специалистов-градостроителей, это специалисты, которые обучаются по более обширным и комплексным программам. К сожалению, не все это понимают, и на Днях открытых дверей приходится объяснять родителям и детям, что архитектор разрабатывает концепцию одного объекта, а градостроитель должен уметь разрабатывать архитектуру населенных пунктов, отдельных районов. А следовательно- транспортных развязок, улиц, социальных объектов- детских садов, школ, больниц, малых архитектурных форм и т.д… Поэтому, быть специалистом-градостроителем – интереснее и перспективнее.
-А конкуренты в других субъектах Российской Федерации у Академии есть?
– Если говорить о ключевых вузах, готовящих специалистов для строительной отрасли, то они есть в крупных городах страны. Это – Московский государственный строительный университет (МГСУ), Московский архитектурный институт (МАРХИ), Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Очень сильный Донской государственный технический университет.И мы с ними часто участвуем в различных олимпиадах, конкурсах и наши студенты занимают призовые места. Хорошие кадры для строительной отрасли готовят в Воронежском государственном техническом университете. Очень серьезный вуз – Сибирский федеральный университет- они тоже готовят строителей, архитекторов. Активно работает Сочинский государственный университет, с которым мы тоже сотрудничаем. Как и мы, специалистов по теплогазоснабжению и вентиляции готовят в Курском Юго-Западном государственном университете. Для получения строительной профессии крымские абитуриенты нередко выбирают ближайший вуз – бывший Ростовский государственный строительный университет, а ныне Донской государственный технический университет, хотя у них учиться еще сложнее, чем у нас. Естественно, мы сотрудничаем со многими и равняемся на лучших. Но, учитывая сегодняшние потребности, очевидно, что количество выпускников вузов, техникумов и колледжей в России по строительным специальностям необходимо увеличить.
– И все же, не секрет, что многие выпускники строительных вузов не идут работать по специальности. На Ваш взгляд, почему?
-Действительно, далеко не все из них выбирают работу в соответствии с полученной профессией. А еще многие молодые люди уезжают работать по специальности в богатые регионы, где платят больше. И квалифицированные строители с опытом – не исключение. В особом дефиците – специалисты узкого профиля, к примеру, те, что занимаются монтажом и эксплуатацией автоматизированных систем управления. Мы готовим отчетность о наших выпускниках и судя по ней, больше половины из них трудятся по специальности. После запуска Северо-Крымского канала к нам поступил запрос о наших выпускниках направления подготовки природообустройство и водопользование. Это – инженеры-гидротехники, которых мы обучали специально для Северо-Крымского канала, несмотря на то, что многие годы он не функционировал. Потому что, понимали – это стратегически важно. Если бы мы потеряли эту специальность, то сегодня не смогли бы восстановить наш профессорско-преподавательский состав, который годами готовил именно таких специалистов. К сожалению, бюджетных мест на их подготовку нам выделялось мало, и, тем не менее, более 80% выпускников сегодня работают в системе водного хозяйства Крыма. Во многом это происходит потому, что в образовательном процессе мы применяем практико-ориентированный подход. Когда, например, вся группа студентов уходит на практику в ГУП РК «Крымгазсети» или ГУП РК «Вода Крыма». И понятно, что после окончания вуза они остаются там работать. Зарплаты в этих организациях хорошие. Если откровенно, когда мне звонят работодатели и говорят, что им, к примеру, нужен инженер-сметчик, я сразу предупреждаю: наши ребята меньше, чем на 40 тысяч рублей не соглашаются, они и сами находят такую работу. И когда им предлагают 25 тысяч, извините… . Поэтому, наверняка, только случайный человек, которого, например, родители убедили поступать в нашу Академию, получив диплом, не идет работать по строительной специальности. Ведь все это связано еще и с ЕГЭ: согласитесь, сдать математику и физику, чтобы учиться у нас, нелегко. Поэтому, у нас нет такой проблемы, что выпускники не идут работать по профессии, а есть дефицит таких специалистов. Однако и при таком разумном подходе в отдельных строительных компаниях общий дефицит кадров не исчезает. Ведь очевидно, что средняя зарплата в сорок тысяч рублей при нынешнем уровне цен специалистов с опытом уже мало кого прельщает.
-Многие эксперты называют еще один фактор, способствующий кадровому голоду в строительстве- недостаток у выпускников школ информации о сложностях будущей учебы в строительном вузе, и, соответственно, о работе в строительной отрасли. Это так?
– Все верно. И мы убеждаемся в этом, когда родители и школьники приходят к нам на Дни открытых дверей. У них, в основном, бытует мнение, что строитель, это человек, который ходит по какому-то строительному грязному участку, сам тоже весь в грязи, и на работе находится с утра до вечера в любую погоду – в дождь, снег, ветер, – улыбается.- Опять же, мы объясняем, что есть разные направления строительства. Безусловно, если человек хочет быть инженером ПГС, организатором строительства, прорабом, он должен будет проверять, где и как трудятся подчиненные ему бригады работников, контролировать их из кабинета он не сможет. А задача, например, специалиста по экспертизе и управлению недвижимостью – эффективно объяснить инвестору, какой надо приобрести участок, что на нем лучше построить, сколько это будет стоить, и когда он окупит свои затраты и получит прибыль. И, конечно, и родителям, и будущим абитуриентам мы говорим, где после получения той или иной строительной специальности можно трудоустроиться. Тем не менее, строительные специальности сегодня необходимо популяризировать, это – факт неоспоримый.
– К сожалению, пока, в кино, криминальных новостях строительную отрасль или людей, которые с ней как-то связаны, часто показывают в негативном свете- махинации с финансированием, нарушения экологического законодательства, обман дольщиков… Это ведь тоже влияет на имидж профессии?
– К сожалению, есть такое. Если вспомнить советские фильмы, там рассказывают о героях-строителях, которые возводят грандиозные объекты для народного хозяйства страны, на гигантских стройках трудятся тысячи человек. А в современных фильмах – чаще всего какая-то строительная фирма уничтожает природу, обманывает людей. Или экскаваторщик что-то не там разрыл, повредил коммуникации, или строительный кран упал и разрушил все вокруг. Хотя, если скрупулезно, то экскаваторщик имеет среднее профессиональное образование, он не выпускник строительного вуза. Но, негативное клеймо, к сожалению, ставится на всех строителей. Правда, уже стали появляться на наших экранах новые фильмы, в которых стали популяризировать профессию архитектора, который разрабатывает интересные проекты, находит креативные дизайнерские решения.
– Коль вспомнили экскаваторщиков. Сегодня есть преемственность в системе подготовки специалистов строительных профессий? Раньше, к примеру, у нас было много техникумов, ПТУ, где для отрасли готовили специалистов именно рабочих профессий. Они, как известно, сегодня тоже в большом дефиците.
– Конечно, лучше, если в строительный вуз приходят учиться абитуриенты, которые окончили строительный колледж или техникум. В Крыму такая преемственность, к счастью, сохранилась. Мы, например, очень плотно работаем с местными учреждениями среднего профессмонального образования. Более того, в КФУ есть свой Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна. В Симферополе строителей готовит и Крымский многопрофильный колледж. Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности также готовит небольшие группы специалистов для строительной отрасли. Прибрежненский аграрный колледж КФУ выпускает специалистов смежных специальностей- геодезистов и других. И наша Академия очень плотно работает с выпускниками всех этих учебных заведений. Уже несколько лет мы проводим досрочные вступительные кампании для выпускников колледжей, причем приемная комиссия выезжает непосредственно в эти средние профессиональные учебные заведения. Если студенты- выпускники успешно сдают пробные вступительные экзамены, по их желанию мы засчитываем их как основные. И затем, программу высшего, к примеру, бакалаврского строительного образования ребята осваивают за 3, а не за 4 года. Потому что, им идет перезачет дисциплин, которые они уже изучили в колледже. При колоссальной востребованности специалистов-строителей, такой механизм набирает обороты. В то же время, надо учитывать, что для колледжей есть определенные показатели трудоустройства своих выпускников. И в строительной отрасли сегодня нужны, в основном, специалисты рабочих специальностей, их реально в стране не хватает. В то же время, все понимают, что, ребятам надо расти в профессиональном плане, а без высшего образования это невозможно. Нам пока удается совместно с руководителями крымских колледжей решать эту проблему. Но, ее надо решать на федеральном уровне. Возможно, в вузах следует увеличивать количество мест бесплатной заочной формы обучения для выпускников строительных колледжей, которые ушли работать по специальности.
– А еще применять в вузах, готовящих специалистов для строительной отрасли, систему целевого заказа? Врачей у нас тоже не хватает, поэтому в профессиональных кругах активно обсуждается вопрос возврата к советской системе распределения выпускников медицинских вузов. Тот, кто обучался за бюджетные деньги, будет обязан отработать несколько лет там, где это необходимо.
– Ситуация в здравоохранении и строительной отрасли сегодня не одинаковая. Ведь государственный сектор медицины у нас довольно большой, чего нет в строительной сфере, где, в большинстве своем, все проектные и подрядные организации коммерческие, частные. И они не могут делать нам заказ на целевое обучение специалиста. Это может сделать, например, Госкомрегистр, Судебно-строительная экспертиза. Вопрос целевого заказа на подготовку инженеров-гидротехников мы сейчас прорабатываем и с Госкомитетом по водному хозяйству, с которым у нас налажено плодотворное сотрудничество. Ведь, по сути, они нужны только этой отрасли. Они ( Госкомитет по водному хозяйство-ред.) подают нам заявку на целевое обучение специалистов, мы готовим для них кадры, которые по окончании вуза должны будут обязательно отработать определенное время, что будет прописано в договоре, в системе водного хозяйства Крыма. Но, опять же, когда государственная компания понимает, что этого специалиста надо ждать 4 года, ей проще привлечь на работу выпускника вуза, уже получившего образование за бюджетные деньги.
– Хорошо если такие молодые специалисты идут работать в госкомпанию. Но, сегодня и частные компании получают их абсолютно, извините, даром. Несправедливо, однако. Возможно, они какую-то свою лепту тоже должны вносить в их подготовку?
-Действительно, получается, что государство вкладывает в обучение специалистов для строительной отрасли немалые средства, а коммерческий сектор получает готовые кадры. Правда, есть случаи взаимодействия вуза и частных компаний в этих вопросах, это, так называемое, государственно частное партнерство, параметры которого прописаны в документах Минобрнауки РФ. Согласно им, вузы могут работать с индустриальными партнерами, совместно развивать, например, какую-то научную тематику. Знаю, что опыт такого партнерства есть у наших коллег из Агротехнологической академии КФУ. Коллеги из Ростова тоже используют такую форму работы с реальным сектором строительной отрасли. Не исключаю, что и нам надо будет внедрять такую практику. То есть, заключается договор, индустриальный партнер заказывает какую-то научную тему, выделяет средства на это, студенты и преподаватели разрабатывают и реализуют ее. И, как показывает практика, потом, по окончании вуза, эти ребята чаще всего идут работать в эту же строительную компанию.
-Очевидно, что этот опыт надо активно распространять. СВО закончится и потребуется огромное количество специалистов-строителей для восстановления инфраструктуры новых территорий, и не только их.
– Опять же, в первую очередь, специалистов рабочих специальностей- облицовщиков, плиточников, отделочников и т.д.. Хотя и без проектировщиков не обойтись. А пока, чего греха таить, наших выпускников сегодня переманивают в новые регионы зарплатой от 150 тысяч рублей. Они сегодня работают в Херсонской области, в Мариуполе- отстраивают город, кто-то трудится, например, в органах исполнительной власти новых областей. Как известно, Правительством РФ разработан трехлетний план по восстановлению 6200 объектов в новых регионах РФ – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. А вице-премьер Марат Хуснуллин назвал восстановление новых территорий «самым большим проектом страны». Так что и перспектива карьерного роста есть.
– А это значит, что в Крыму надо не только тратить деньги на рекламу строительной отрасли, но и обеспечивать людям достойную зарплату, предоставлять социальные льготы. Что еще, на Ваш взгляд, следует предпринять, чтобы преодолеть дефицит кадров в строительстве?
-Очевидно, что средняя зарплата в сорок тысяч рублей при нынешнем уровне цен уже мало кого прельщает, на эту сумму пока соглашаются наши студенты, которые совмещают учебу с работой. Строительные организации должны активнее работать по рекрутированию кадров в студенческой среде. Знаю, что некоторые дорожные организации уже на втором-третьем курсе берут студентов на практику и платят зарплату. А после окончания вуза эти выпускники идут в дорожники. Так поступают и многие ведущие строительные компании во многих российских регионах. Уже с третьего курса они принимают на практику будущих строителей и платят им по тридцать-сорок тысяч рублей в месяц. Самым талантливым ребятам во время всей учебы платят стипендию до трех тысяч рублей, а после того, как они получают диплом, их сразу принимают в штат строительной компании на хорошую зарплату. Преодолеть кадровый голод в строительстве можно только с помощью комплексных мер и желания всех заинтересованных сторон.
-Наталья Владимировна, а какое сооружение, здание, объект Вы считаете самым красивым?
– Из грандиозных объектов, однозначно, Крымский мост. Из зданий, которые проектировали российские архитекторы, можно выделить самый высокий небоскреб Европы – «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге. Если говорить, о зарубежных проектах – это здание в форме пятилистника отеля «Mriya Resorts». Его архитектору удалось реализовать интересную идею, которая органично вписалась в наш крымский ландшафт. Верю, что и выпускники нашей Академии создадут и реализуют проекты, которые будутт украшать наш благословенный полуостров.
Беседовала Елена Озерян
Пресс-служба КФУ им. В. И. Вернадского