26 апреля, Крымский федеральный университет. Уточнить историю происхождения народа или отдельного человека помогают исследования, которые проводят ученые Медицинской академии Крымского федерального университета. Как именно это можно сделать, рассказал заведующий кафедрой биохимии, доктор биологических наук, академик Российской академии естествознания, профессор Константин Ефетов.
-Мы изучаем молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) животных и человека. Не так давно, совместно с Институтом биохимической физики имени Н. М. Эмануэля РАН начали программу по исследованию митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы у представителей разных народов Крыма. А именно у тюркских народов – крымских татар и крымских караимов, и славян – украинцев, русских. И получили очень интересные результаты, которые показывают, откуда кто пришел на ту или иную территорию и в Крым в том числе. Письменная история началась примерно четыре тысячи лет до нашей эры, а человечество существовало и 40, и 50 тысяч лет тому назад. И, к сожалению, мы очень мало знаем об этом периоде, поскольку письменных источников тогда не было. Какие-то легенды передавались из уст в уста, впоследствии они вошли в разные книги – мифологические, священные и т. д. Но, когда несколько поколений что-то рассказывают друг другу, вряд ли такую информацию можно называть достоверной. А природа, оказывается, придумала свой алфавит и свою «письменность» гораздо раньше, чем человек, и всё «записала» в наших молекулах ДНК. И эти «письмена», которые каждый из нас несёт в каждой своей клеточке, мы расшифровываем. И сравниваем их у различных популяций людей. К слову, сейчас во всем мире ведется такая работа.
– И что «рассказывают» молекулы ДНК?
– Некоторые участки ДНК от поколения к поколению переходят только по мужской или только по женской линии. По отцовской линии – это ДНК Y-хромосомы, которая передается сыну только от папы, папе – от дедушки, дедушке – от прадедушки и т. д. И митохондриальная ДНК, которая наследуется только по женской линии, потому что отец не передаёт её детям, только мама. Она, получила её от своей мамы, та – от бабушки, бабушка – от прабабушки и т. д. И таким образом мы можем уходить очень далеко в глубину истории и сравнивать различные популяции человека. Мы знаем, что крымские татары представлены тремя субэтническими группами. Это – степная, с примесью монголоидности, горная и южнобережная. Нас наиболее интересовала горная субэтническая группа, потому что это люди, которые в наибольшей степени считаются аборигенами Крыма, коренными обитателями. Откуда они взялись на полуострове? Что это за народ? Скакими народами схож по своей наследственной информации? Недавно была опубликована статья – изучали хазарские могильники в районе столицы Хазарии – Итиля, Придонья, Нижнего Поволжья. Из костных останков удалось выделить ДНК и прочитать её. Были изучены маркеры ДНК Y-хромосомы нескольких хазар. А мы прочитали эти же участки у ныне живущих крымских татар горной субэтнической группы и сравнили. И оказалось, что исследованные 18 маркеров ДНК отличаются всего тремя мутациями. Ещё ближе к ДНК хазар оказалась ДНК другого крымского тюркского народа – крымских караимов (всего одна мутация на 18 маркеров). Это говорит о том, что в этногенезе крымских караимов и крымских татар участвовали хазары. Помните, их ещё Пушкин упоминал.
– «Песнь о вещем Олеге»?
-Да. Хазары – это тюркский народ, и сейчас это тоже доказано генетическими исследованиями. Мы также сравнили ДНК крымских тюркских народов с аланами. Это стало возможно, так как на Кавказе были исследованы аланские могильники. Аланы – это ираноязычный народ, который близок к персам. Несколько народов Северного Кавказа как бы конкурируют за то, кто из них потомки алан. Оказалось, что у всех у них, в разной степени, есть аланский след. Исследования Института общей генетики Н. И. Вавилова РАН показали, что есть он и у крымских караимов. Сейчас мы всё это анализируем, обсуждаем. Природа пишет интереснее, чем человек, надо только научиться расшифровывать её «тексты».
– Чем важны эти исследования?
– Тем, что они могут поставить точку во многих спорах, которые ведут историки, в том числе «историки» в кавычках, подверженные влиянию политиков (и что немаловажно, оплачиваемые последними). Историки могут найти оправдание, мол, им сказали политики так написать. А наши данные показывают, что это совсем не так, биология независима, во всяком случае, должна быть таковой.
– То есть в каких-то спорных случаях вердикт специалистов вашего профиля может быть окончательным и не подлежащим оспариванию?
– Часто идут бесконечные дискуссии между «небиологами» по поводу происхождения того или иного народа. Одни считают, что во главу угла надо ставить язык. Другие говорят, что нужно определять по религии, которую исповедует данная популяция. Но религия вторична. Например, христианство, тот же католицизм, изначально пришло с Ближнего Востока. Но это не значит, что французы появились в Палестине, а Папа Римский – еврей. Эту религию принесли миссионеры. Несмотря на это, часто разгораются нешуточные споры о происхождении того или иного народа. Причём фальсификаторы специально (из соображений политических или личной экономической выгоды) пытаются происхождение народа подменить происхождением религии, которую этот народ исповедует. Тема бесконечно дискутируется, оппоненты приводят свои аргументы, стараясь доказать правильность именно своей точки зрения, теории. А мы им говорим: подождите, всё «записано» в ДНК. Вы можете утверждать всё, что угодно, но, исследования ДНК показывают, что этот народ – тюркский, а этот – славянский.
-Получается, что с помощью ваших исследований можно составить карту происхождения, например, народов, населяющих Крым?
-Мы занимаемся крымскими популяциями. Но, вообще, такие исследования очень широко проводятся, например, сотрудниками Медико-генетического научного центра (Москва) уже изучена славянская популяция европейской части России. При этом то, что в появлении многих народов играли роль различные этносы, не вызывает ни у кого сомнения. В то же время, даже если взять ваших ближайших родственников по папе или маме, они могут генетически сильно различаться.
-???
– Например, какая-нибудь женщина говорит: «Это моя родная сестра. У меня с ней совершенно одинаковый генетический материал, потому что и мама, и папа у нас общие». На самом деле всё не так просто! Потому что у папы половина генетического материала – от бабушки и половина – от дедушки. А у мамы – половина от другой бабушки и половина – от другого дедушки. Если одна сестра получила половину генов – от папиной мамы и маминого папы, а вторая – от маминой мамы и папиного папы, то получается, что у них, теоретически, может быть даже ноль одинаковых генов. А при другой ситуации может быть на 100% одинаковый набор, как у близнецов. Но такие случаи крайне редки. У родных сестёр, не близнецов, как правило, от 20 до 80% общего генетического материала. А у двоюродных, троюродных, четвероюродных эта цифра и того меньше.
– Теперь понятно, почему нередко родители говорят – у нас двое детей, и они – совершенно разные. Результаты этого исследования, которое проводятся на вашей кафедре, можно использовать в практическом здравоохранении? В первую очередь, для профилактики каких-то заболеваний.
– Безусловно. Мы уже исследовали одну линию крымских жителей и обнаружили митохондриальный ген, встречающийся у людей, у которых в пожилом возрасте есть большой риск появления болезни Альцгеймера. Выявив этот ген у одного человека, мы провели анализ заболеваемости его родственников. И оказалось, что и мама, и бабушка умерли именно от болезни Альцгеймера. А это значит, что есть предрасположенность к данному заболеванию. Следовательно, проведя анализ ДНК, можно предупредить носителя такого гена, чтобы он больше внимания уделял профилактике болезни Альцгеймера – есть специальные диеты, тренировка умственной деятельности и т. д. Это – прямой выход результатов наших исследований в практическую медицину.
– А какова гарантия достоверности ваших исследований?
– Для достоверности тех или иных исследований формируются так называемые контрольные группы. Настоящий научный эксперимент должен ставиться «слепым» методом. Например, мы берём биологический материал у 100 человек и отдаём образцы под номерами (не указывая фамилий, родственных связей и т. д.) в лабораторию для прочтения ДНК. Но, в эту группу мы включаем несколько заведомо близких родственников – отца и сына или двух родных братьев, у них – одна и та же Y-хромосома. Если лабораторные результаты показывают идентичность маркеров Y-хромосомы, то исследование было проведено без ошибки. По такому же принципу образцы крови матери и дочери должны показать одинаковость митохондриальной ДНК (как Вы помните, она наследуется только по женской линии). В процессе наших экспериментов было семь таких контрольных групп, и во всех случаях (100 %!) результаты расшифровки ДНК совпали с генеалогическими данными. Это полностью доказало достоверность полученных результатов. К слову, такие исследования могут подтвердить, например, отцовство. Чего греха таить, мужчины нередко сомневаются – папы они или не папы. Но в ходе наших исследований всех пар «отец – сын» в этом плане всё оказалось в порядке (улыбается).
Беседовала Елена Озерян
Пресс-служба КФУ им. В.И. Вернадского