16-06-2022
Девять страшных вопросов о вирусах. Где и кто их может подхватить?

16 июня, Крымский федеральный университет. XXI век будет благоприятным для инфекций, которые переносятся воздушно-капельным путем.

Свиной грипп в Крыму уже был. Птичий долетал, но не распространился. Летучих мышей обвиняли в передаче человечеству COVID-19. Новая напасть — оспа обезьян, которая уже фиксируется в Европе.

О мнимых и реальных угрозах РИА Новости Крым спросили врача-инфекциониста, завкафедрой инфекционных болезней Института “Медицинская академия им. С.И. Георгиевского” КФУ Искандера Каримова.

  1. Защищает ли от оспы обезьян прививка, которую делали в советское время?

Черная оспа и оспа обезьян — заболевания, вызываемые разными возбудителями. Можно сказать, двоюродными братьями. До 1980 года новорожденным в СССР обязательно делали прививку от оспы.

Предохранит ли она от оспы обезьян? Для таких выводов нужно, чтобы заболевание “нарвалось” на вакцинированных.

Можно лишь предположить, что привитый будет защищен, но не со стопроцентной гарантией. Вспомним коровью оспу, которую на заре вакцинации использовали для прививок от натуральной: она показала себя достаточно эффективно.

  1. Переболевшие ветряной оспой тоже получили защиту?

Ветрянку вызывает совершенно другой вид вируса, родственный герпесу. Никакого иммунитета к оспе у переболевшего ветрянкой нет.

  1. Может ли оспа обезьян стать массовой для всего мира?

Это ДНК-вирус, который не имеет того потенциала изменчивости, как его одноцепочечные собратья. Он не так быстро реагирует и “совершенствуется”. Однако ему могут помочь… исследователи. Также для вируса могут создаться благоприятные условия в той среде, где живет человек, и особенно у людей с иммунодефицитом.

Например, вирус ВИЧ обнаруживали в банках крови, хранившихся еще с 1950-60-х годов. Но массово распространяться он начал, когда пришло “его” время: эпоха внутривенной наркомании, нетрадиционных ценностей и беспорядочных половых связей.

То, что случилась вспышка оспы обезьян среди представителей ЛГБТ, неудивительно: среди них много людей с иммунологическим дефицитом. О состоянии иммунитета других заболевших в Европе и Америке мы просто еще не знаем. Паниковать не стоит. Как и ждать, что нас “накроет” каким-то новым страшным заболеванием.

  1. Какие бактериологические угрозы более реальны?

Для Крыма я бы на первое место поместил “наши” природно-очаговые инфекции, респираторные инфекции (наш регион курортный), птичий грипп (миграция птиц через Крым). Еще в начале 2000-х в мире фиксировались единичные случаи заболевания птичьим гриппом у людей, а лет пять назад случаев, когда вирус проникал в человеческую популяцию, стали насчитывать сотнями.

Сколько раньше выращивалось на птицефабрике бройлеров и несушек? В разы меньше, чем сейчас, потом что иначе нерентабельно. В такой среде вирусу птичьего гриппа даже не надо помогать: достаточно “жертв” для циркуляции и мутации.

Весь XXI век будет благоприятным для инфекций, которые переносятся воздушно-капельным путем. Рост городов и скученность населения, миграция, возможность быстро перемещаться по всему миру, ухудшение экологии — все это преподнесет неприятные сюрпризы.

Подробнее: https://crimea.ria.ru/20220613/devyat-strashnykh-voprosov-o-virusakh-gde-i-kto-ikh-mozhet-podkhvatit-1123509250.html