05 ноября, Крымский федеральный университет. Заведующая кафедрой геоэкологии факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Татьяна Бобра рассказала в комментарии ФАН, является ли сегодня Крым «экологической бомбой». Также эксперт объяснила, как в целом сегодня обстоит экологическая ситуация на полуострове.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский сделал громкое заявление на конференции ООН по изменению климата, назвав Крым «экологической бомбой в центре Европы». При этом он не привел ни одного аргумента в пользу своего высказывания, лишь отметив, что якобы «полуостров с уникальной флорой и фауной стал военно-морской базой Российской Федерации».
«В современных условиях, на мой взгляд, это исключительно политическая демагогия, поскольку нет каких-то реальных причин говорить так и навешивать эти ярлыки. На сегодняшний день все совершенно наоборот — Крым является европейским экологическим анклавом — это правда, потому что данному факту есть множество доказательств.
Во-первых, именно на территории Крыма, в отличие от всех остальных европейских стран, сохранились в большем количестве естественные или почти естественные ландшафты, то есть других таких аналогов нет в Европе.
Второй аргумент: Крым сегодня имеет в несколько раз больше биологического ландшафтного разнообразия, чем есть в любых других сопредельных территориях или в европейских странах. Все благодаря особому географическому расположению полуострова, а также взаимодействию различных сред: моря, суши, гор, равнин — и контакту климатических поясов, контакту различных растительных царств», — отметила собеседница издания.
Поэтому, продолжила Татьяна Бобра, сегодня Крым воспринимается как объект с высоким биологическим ландшафтным разнообразием, а значит, он имеет большое экологическое значение как некий центр, где сохраняется и воспроизводится генофонд растительности и животного мира.
«Это неоспоримый факт настолько, что, скажем, с десяток лет назад те же самые европейцы рассматривали возможность объявления или инициирования такого процесса, чтобы Крым получил статус или был признан как объект всемирного природного и культурного наследия. То есть даже не отдельные крымские объекты, а в целом вся территория полуострова.
Если говорить о внутренней экологической ситуации, которая на сегодняшний день складывается в Крыму, то она разная. То есть где-то она хуже, где-то лучше, а где-то — очень хорошая ситуация. Но учитывая, что в Крыму нет и, надеюсь, не появится крупных промышленных производств, которые имеют значительное влияние на окружающую природную среду, эта экологическая ситуация и не будет ухудшаться», — подчеркнула эксперт.
По ее словам, факторами некоторого внутреннего экологического риска для Крыма являются ситуация, связанная с дефицитом водных ресурсов, и вопрос с загрязнением атмосферного воздуха. Это загрязнение в основном связано с городами и выхлопом автомобильного транспорта, однако эти риски могут быть сняты путем организационных и технологических мероприятий, которые уже заложены в программах министерства экологии, министерства транспорта.
«Поэтому если говорить о средних и дальних горизонтах прогнозирования, то эти факторы будут ослабляться и вовсе будут сняты. Так что и здесь сказать, что экологическая ситуация в Крыму будет и дальше ухудшаться, а тем более называть это какой-то «экологической бомбой», никаких оснований нет, с точки зрения ученого-эколога.
Любые такие высказывания скорее имеют политическую подоплеку, чем экологическую. Хорошо, чтобы об экологии вообще никогда не забывали. Поэтому, что в целом касается высказывания Зеленского, то он сгущает краски и выдает, наверное, свое желаемое за действительное», — сказала Татьяна Бобра.
Она добавила, что экологическая безопасность для Крыма — это одна из архиважных задач, поскольку регион имеет рекреационную, туристическую, сельскохозяйственную специализацию и, естественно, качество окружающей природной среды имеет большое значение. Поэтому экологическая тема в республике не снимается ни на каких уровнях и учитывается при составлении программ природопользования практически всех министерств, работающих в правительстве Крыма.