07 июля, Крымский федеральный университет. Большие объемы воды, которые после выпадения осадков сначала “бьют” по городской инфраструктуре, после уходят или в море, или в артезианские горизонты. При этом доля первых намного превышает долю вторых. Отходными путями для “большой воды” при этом служат карсты, напомнил в эфире радио “Спутник в Крыму” председатель Российского союза спелеологов, старший преподаватель КФУ им. Вернадского Геннадий Самохин.
Как пояснил ученый, карстовые полости в Крыму – это организованные структуры, многие из которых можно сравнить с деревьями, которые растут корнями вверх.
“Эти “корни” упираются в верховья плато, и они постоянно подрастают вверх. Когда такой “корень” подходит к поверхности, происходит провал и образуется карстовая воронка. И чем больше таких воронок появляется, тем быстрее происходит поглощение воды, – пояснил специалист. – И у нас есть разные уровни накопления воды в массиве. Когда все они заполняются, возникает сброс этой воды в виде паводка. Мы же видели, что даже когда первая волна ушла из Ялты, вода стекала еще очень долго. Это потому, что происходил сброс воды из карстовых пустот. Так же еще в течение нескольких дней будет происходить в Бахчисарайском районе”.
Чтобы вода не так быстро уходила из карстов, на яйлах – высокогорных лугах еще 50-60 лет назад массово высаживались леса, которые и задерживали воду, напомнил Самохин.
“Было террасирование склонов, и эти террасы тоже засаживались лесными насаждениями. Срок “службы” этих насаждений – 40-50 лет, то есть, с тех пор они, фактически, уже прекратили свое существование. Это нужно восстанавливать, – уверен ученый. – За последние 20 лет никто не высаживал в таком масштабе лесные насаждения”.