05 марта, Крымский федеральный университет. Какие органы особенно страдают от загрязнения окружающей среды, зафиксировано ли превышение предельно допустимой концентрации тяжёлых металлов возле крымских полигонов ТБО и почему чиновникам стоит пройти курсы экологического просвещения? Обо всём этом нам рассказала доктор медицинских и биологических наук, заведующая кафедрой нормальной физиологии и отделом экологических рисков Центральной научно-исследовательской лаборатории медакадемии КФУ имени В. И. Вернадского Елена Евстафьева.
ПЛАНЕТАРНЫЙ МАСШТАБ
– Как именно влияет на природу хозяйственная деятельность человека? – Сейчас экологические проблемы всюду стоят достаточно остро, поскольку изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека приобрели уже планетарный характер. Мы имеем, например, глобальные изменения циклов основных элементов (азота, углерода) и массу других проблем. Но, конечно же, есть региональные особенности.
– Какие именно?
– К сожалению, негативные последствия деятельности человека как локального, так и в какой-то степени глобального происхождения мы можем наблюдать и в Крыму. Но для полуострова, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, решение этих проблем исключительно важно. Я нисколько не умаляю значение экологической чистоты и качества окружающей среды в других регионах страны. Но там эти проблемы в какой-то степени смягчаются безграничными просторами. Но наша специфика в том, что Крым является полифункциональным регионом. Во-первых, полуостров имеет огромное курортно-рекреационное значение. Во-вторых, Крым, как, собственно, и любой регион, должен быть в какой-то степени самодостаточным в плане производства сельхозпродукции. Ну не привозить же нам аграрную продукцию из соседних стран, когда у нас для её производства есть свои возможности.
– Развитие каких отраслей экономики не будет отрицательно влиять на экологию полу-острова?
– Развитие Крыма как курортного региона, конечно, требует определённого строительства санаториев, гостиниц, кемпингов. И эту нагрузку на его экологию тоже надо учитывать. Мы должны очень точно и научно обоснованно определять допустимую антропогенную нагрузку и на основании этого планировать направления экономического развития регионов Крыма и допустимость тех или иных хозяйственных преобразований. С 1997 года я участвую в совещаниях различных экспертных групп международной конвенции о трансграничных переносах загрязнителей, и могу сказать, что, по сути, они занимаются практической реализацией научных подходов, которые ещё в прошлом веке сформулировал Владимир Вернадский. Он первый и на то время единственный осмыслил глубинные аспекты взаимодействия человека и человеческого общества с окружающей средой. Он смог не только охарактеризовать возможные изменения в развитии человеческого общества и биосферы, но и спрогнозировать глобальные последствия этого взаимодействия. Правда, нужно отметить, что его прогнозы были большей частью оптимистичными, хотя в некоторых случаях Вернадский предполагал и возможные негативные аспекты научно-технического прогресса. Однако считал, что как развитие самой науки, так и трансформация биосферы – это закономерный результат развития, и он не может иметь трагических последствий, которые мы сейчас наблюдаем сплошь и рядом. По всей видимости, именно потому, что масштабы этой трансформации оказались превосходящими самые смелые ожидания. И так и хочется сказать – то ли ещё будет. И уже в конце ХХ века другой учёный, Никита Моисеев, говорил: «Нас ожидает действительно новый виток антропогенеза, и сказать что-либо о том, сможет ли человечество преодолеть эту бифуркацию с плохо предсказуемым исходом и качественно изменить свой образ жизни, очень трудно».
Подробнее: https://gazetacrimea.ru/news/lyudi-protiv-yekologii-i-yekologiya-proti/