На заседании Госсовета РФ по вопросам экологического развития был дан старт Году экологии в России. Тогда же в своей речи Президент Владимир Путин напомнил, «что еще в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы». В КФУ имени В.И. Вернадского вопросами охраны окружающей среды тоже начали заниматься с момента его основания – 100 лет назад.
На первом месте – окружающая среда
– Ученые, интеллигенция Крыма во все времена уделяла огромное внимание охране окружающей среды, – подтверждает доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторического регионоведения и краеведения, директор Музея истории КФУ имени В.И.Вернадского Андрей Непомнящий.- История мероприятий и организаций, связанных с изучением природы, координацией усилий по охране природного наследия нашего полуострова началась еще с Таврического университета. Например, история парка Салгирка, ныне это Ботанический сад КФУ имени Н.В. Багрова, связана с учреждениями, которые десятилетиями занимались изучением и охраной природы.
Дорожный дом семьи Воронцовых после смерти сына генерал-губернатора Новороссии, попадает в казну государства. И в 1913-м году Николай II учреждает на его базе помологическую станцию. Развитие садоводства здесь всячески поощрялось, хотя производство фруктов и не было поставлено на промышленную основу. Тем не менее, в Крыму было несколько помологических станций. Были и фабриканты, в частности Абрикосовы, которые, для изготовления сладостей, закупали в имениях крымские фрукты. А открытие помологических станций предполагало серьезную разработку садоводческого направления, чтобы поставить выращивание фруктов на государственную почву.
-Некоторые, говоря о создании в 1918-м году Таврического университета, подчеркивают первостепенную заслугу в этом приезжих ученых. Безусловно, их роль велика, – говорит Андрей Непомнящий.- Но, в Крыму было значительное количество местных кадров, которые, например, активно изучали природные богатства полуострова, занимались природоохранной деятельностью. То есть, далеко не от В.И.Вернадского это началось. Вспомним знаковую для Крыма личность – Сигизмунда Мокржецкого, первого Таврического энтомолога, основавшего здесь энтомологический кабинет. В начале 20-го века он становится директором Естественно-исторического музея (музея истории природы), и возглавляет работы по изучению крымской флоры и фауны, основывает крымское «Общество естествоиспытателей и любителей природы», ежегодно издававшее серьезные научные труды, такие же мощные, как и труды «Таврической ученой архивной комиссии». Мокржецкий тоже был ее членом. А когда начались революционные события, первой на грань выживания была поставлена наука. И, чтобы сохранить все, что имелось в Крыму в научном плане, Мокржецкий предложил создать «Таврическую научную ассоциацию». Летом 1917 года она была основана и работала до прихода в Крым большевиков. В Ассоциацию вошли Естественно-исторический музей, Симферопольское отделение Пулковской обсерватории, Севастопольская биологическая станция Академии наук, станция плодоводства – так стала называться помологическая станция в парке Салгирка. Это все, подчеркиваю, природоохранные организации. Уже тогда местные ученые, интеллигенция занимались проблемами охраны окружающей среды, активно ее изучали и пропагандировали именно такой подход к природе. Ассоциация включала в себя также Ялтинское отделение Крымско-Кавказского горного клуба, Карадагскую станцию Терентия Вяземского, Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы, «Таврическую ученую архивную комиссию». Став конгломератом научных учреждений, большая часть которых имела естественно-научное направление, Ассоциация много сделала для открытия Таврического университета. Вопрос об этом тоже поставил возглавлявший ее Мокржецкий. Впоследствии он был профессором университета, занимался естественной историей. Но, не воспринял советскую власть и в 1920-м году эмигрировал в Польшу.
-А ситуация с охраной природного наследия в Крыму с 1917 года, из-за частой сменяемости власти, стала катастрофической,- говорит директор музея КФУ. – В других регионах России установилась власть большевиков, и на определенных территориях – власть «белых». И не было таких катаклизмов, как в Крыму, где власть менялась с интервалом в несколько месяцев. Это было катастрофой для населения, которое не понимало, как выживать в таких условиях. И катастрофой для памятников материальной культуры: все, что можно грабить, грабилось. Это стало катастрофой и для природного наследия Крыма. Ведь армии, сменявшие друг друга, ничего не щадили. Например, на отопление помещений под рубку шли уникальные реликтовые насаждения.
И словом, и делом
– И «Таврическая научная ассоциация», куда вошел и Таврический университет, активно включается в природоохранные мероприятия, – рассказывает Непомнящий.- Проводит съезды, где работали секции, показывающие направления деятельности крымских ученых – «Земельно-геодезическая» секция, «Природно-историческая», «Метеорологическая», «Агрономическая», «Медицинская», и «Социально-гуманитарная». На первом месте были вопросы окружающей среды, которые они решали в рамках своих возможностей. Например, в Таврическом университете была открыта кафедра лесоводства и лесоведения. Ее возглавил профессор Георгий Морозов, впервые в мире создавший цельное учение о лесе, как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении. При нем впервые начинаются плановые высадки леса и формирование парка Салгирка. До этого там шла столбовая дорога к дому Воронцовых, она и сегодня хорошо просматривается, и вокруг росло то, что сама природа посеяла. Кстати, часть Морозовских посадок – хвойные, лиственные деревья, тоже растут до сих пор.
Морозов также был членом природоохранной комиссии Русского географического общества. Но, после его смерти кафедра лесоводства и лесоведения существовала недолго. И в 1920 году на территории парка и в расположенных там зданиях, была областная станция плодоводства и защиты растений. Таврический университет, решением властей, распался на несколько вузов. Его агрономический факультет много раз менял свое название и больше известен как Коммунистический вуз ( Комвуз). В нем готовили специалистов для сельского хозяйства. А в зданиях в парке Салгирка располагалась кафедра виноделия Комвуза. В 1966-м году строения передали Пединституту и там были лаборатории биологического факультета.
Говоря об истории природоохранной деятельности в Крыму, надо вспомнить еще одного профессора Таврического университета – Николая Клепинина, внесшего значительный вклад в изучение природного наследия полуострова, в концепцию его экологического развития. В Крыму он появился в 1903-м году как служащий Таврической земской управы. И активно включился в общественную жизнь. В частности, в 1906- 1907-м годах редактировал одну из самых популярных в Симферополе газет «Южные ведомости». С 1910 года Клепинин – член «Таврической ученой архивной комиссии». И как только Таврический университет основали, становится заведующим опытным отделением агрономического факультета. А затем ректором Комвуза. Он же основал в Ташлы-Кипчаке (ныне село Клепинино) Крымскую областную сельскохозяйственную станцию. А в 1931-м году в Комвузе, переименованном в Институт специальных культур, открыл и возглавил кафедру почвоведения.
– И Владимир Иванович Вернадский участвовал в работе «Таврической научной ассоциации», как ректор университета. Кстати, в России не было тогда подобной организации, столько внимания уделявшей сохранению природного ландшафта местности. Почему? Опять же, в других регионах новой власти было не до охраны природы. В Крыму же, Советы дважды пытались прийти к власти, но возвращалась прежняя, со своими устоями. Интеллигенция и общественность, собравшаяся вокруг Таврического университета, понимали необходимость сохранения того, что уничтожалось на глазах. Даже из этого краткого экскурса в историю напрашивается вывод, что и в царской России, и в годы революционного безвременья вопросы изучения и сохранения природного наследия полуострова были первоочередными. Уже тогда в Крыму начали формироваться взгляды на окружающую среду, столь актуальные сегодня. И опыту, который у нас есть в этом плане, аналогов нет. А сегодня эти вековые традиции продолжает КФУ, – подчеркнул Андрей Непомнящий.
Елена Озерян.