25-07-2016
Молодежь не должна сомневаться в перспективах сельского хозяйства в Крыму

 

В 1828 году в Крым на подводах привезли 13 сирот из Тамбовской и Воронежской губерний и дали мешок муки на зиму – так началась история учебного заведения, которое сейчас носит название Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж КФУ им. В.И. Вернадского и через два года отметит свой 190-летний юбилей. О богатой истории, важных традициях и профессиональных перспективах колледжа Крыминформ побеседовал с его директором Виктором Соченко.

Насколько перспективным Вы сами видите обучение специальностям, связанным с агропромышленным комплексом?

Сейчас очень актуальна подготовка специалистов для сельского хозяйства в Крыму, поскольку ставятся задачи по возрождению, восстановлению и развитию сельского хозяйства на уровне правительства республики и, в частности, профильного министерства. В общем-то, за последнее время уже много произошло изменений, которые показывают, что есть движение в этом направлении.

Определенные сравнения, конечно, нужно делать с предыдущими периодами, потому что мы отталкиваемся от того времени, когда мы имели действительно довольно большие показатели. Наше учебное заведение действительно исторически богатое, через 2 года ему исполняется 190 лет. В 1964 году оно было переведено из Ялты на базу Крымской опытной станции садоводства. Здесь ничего не было, только пустырь, и учебное заведение за эти 50 лет возродилось заново. Соответственно, оно наращивало и подготовку специалистов по таким направлениям, как агрономические, бухгалтерские, экономические. Это происходило 70-80 годы ХХ века, когда в Крыму очень активно развивалось садоводство, виноградарство, овощеводство. Наши специалисты работали в очень многих хозяйствах и на предприятиях и довольно успешно. Иногда целыми отрядами по 20-30 выпускников. И конечно, все эти годы мы старались продолжать эту работу, несмотря на то, что порой в сельском хозяйстве происходили негативные изменения. Мы знали, что это временное явление и придет время, когда все восстановится. Так оно и есть! Поэтому с точки зрения своей миссии – образования и подготовки – мы не снизили темпы, а наоборот – их поддерживаем и готовы к тому, чтобы их увеличить.

В условиях КФУ, куда мы вошли уже как колледж университетского типа, мы, естественно, получаем новые возможности для своего развития, для открытия новых специальностей, которые сегодня востребованы во всем агропромышленном комплексе Крыма.

Какие, например?

Например, земельные и имущественные отношения. Вопросы оформления земли, имущества, собственности требуют своего пересмотра и переоценки, наведения порядка. Для этого потребуются годы и для этого понадобятся специалисты, и мы их будем готовить.

Также мы хотим восстановить подготовку специалистов по защите растений. Мы готовим специалистов среднего звена – агрономов по такому профилю, как защита растений, но этого сейчас недостаточно, потому что такой специалист должен получить более высокую квалификацию. Эту задачу надо выполнять в условиях повышенных и даже завышенных экологических требований. А как это сделать, чтобы получать качественную продукцию и в то же время, экологически чистую? Ведь все равно внешняя среда существует, вредители существуют, природа работает. Но надо уметь и с этой природой работать. Это может сделать только хорошо подготовленный специалист, который тонко будет эту ситуацию отслеживать.

И таких специалистов мы готовы учить, причем на уровне не просто специалиста среднего звена, а бакалавра, магистра. В условиях федерального университета мы сможем свой вклад вносить, как колледж, давая этим бакалаврам очень сильную прикладную подготовку.

У нас трудится около 60 преподавателей. Это подготовленные люди. Среди них 10 кандидатов наук, большая часть имеют высшую категорию, но есть конечно, и молодежь – мы развиваемся, обновляемся. 6 аспирантов у нас работают и я думаю, что они пополнят ряды остепененных сотрудников, и мы вплотную подойдем к тому, чтобы делать серьезные заявки на институт.

По каким именно специальностям обучаются в колледже сейчас?

У нас каждая специальность имеет свои профили и направления. Допустим, специальность «агрономия» имеет такие направления: плодо-овощеводство и виноградарство, фито-санитарный контроль и защита растений, агроэкологические технологии в сельском хозяйстве и защита растений. Бухгалтерский учет имеет такие направления: бухгалтер в агропромышленном комплексе, бухгалтер бюджетных учреждений, бухгалтер банков. Для кого, например, мы готовим такой профиль, как бухгалтер бюджетных учреждений? В Крыму 2 тыс сельских и поселковых советов, в каждом совете есть бухгалтерия, где сидят несколько человек. Откуда они пришли туда? Кто их готовит? Это же сельские жители, свои. И мы лучше подготовим своего специалиста, потому что это специфический профиль – сельский бухгалтер должен знать специфику сельского хозяйства.

В то же время, у нас есть и специальность «бухгалтер банка» – это тоже актуально сегодня для Крыма. Мало кто готовит непосредственно бухгалтеров банка. Есть специальность финансы, но тут смотря кем работать в банке: кассиром или специалистом кредитного отдела, а вот бухгалтер в банке – это специальность довольно ответственная, потому что бухгалтерский учет там непростой. Возьмите план счетов обычный и план счетов банка, вы увидите какая разница, и насколько надо владеть этим, чтобы полностью обеспечивать учет.

Сколько выпускников выходят из ваших стен ежегодно, и сколько вы ждете абитуриентов?

Мы выпускаем и с дневного, и с заочного отделений в среднем до 300 человек. А конкурс в прошлом году был 3 человека на место. Сейчас этого пока не скажешь, поскольку выбор в Крыму большой, если посчитать, сколько действует учебных заведений среднего специального образования. Чего сегодня нет, так это системы, обеспечивающей распределение, закрепление выпускников, трудоустройство, которая должна регулироваться государством.

Как это должно выглядеть, по Вашему мнению?

Очень просто. Во-первых, кое-что полезное нужно восстановить из прошлого периода. Например, целевой прием, когда предприятия и учреждения направляют специально для подготовки своих абитуриентов, а потом они возвращаются назад. Во-вторых, должна работать система, которая уже в процессе учебы привязывает студентов к определенным территориям, предприятиям, к работе, которую они будут выполнять. И если студент отучился на бюджетной основе, обязательно надо работать по специальности.

А есть в Крыму предприятия, готовые уже сейчас сотрудничать с вами на такой основе?

Конечно. Аграрных предприятий в Крыму можно насчитать около 300. Не все, но они проявляют интерес. Может, они еще не в достаточной мере участвуют в сети отбора, но то что они нуждаются в специалистах – это однозначно. Надо создавать связку, объединяться с ними – создавать кластеры. Допустим, в России можно назвать пару кластеров, которые объединяют территориально многие аграрные предприятия, учреждения научные и образовательные. И они в связке все работают.

Для того, чтобы у нас эффективнее получалась эта работа, мы выходим на управления сельского хозяйства и им заявляем: мы готовим таких-то специалистов, а в вашем районе будут такие вопросы решаться, давайте направлять нам на учебу толковых ребят.

Также, я думаю, здесь нужна поддержка более высоких структур, таких как министерство сельского хозяйства, которые будут эту систему укреплять законодательно. Допустим, предусматривать для таких предприятий, какие-то льготы, субсидии, которые заинтересуют их, и они активно включатся в этот процесс.

А вы интересуетесь, как сложились судьбы ваших выпускников?

В нашем учебном заведении существует идея, которая предусматривает, что колледж славится и гордится своими выпускниками. Если вы обратили внимание, у нас при входе написано: самые интересное в колледже – это студенты, а самое важное – это выпускники. Ты приходишь студентом, а выходишь выпускником, и для нас важно, каким ты вышел. Мы с 1964 года имеем замечательную традицию – это проведение ежегодных (в последнюю субботу мая) встреч с выпускниками. Некоторые этого не понимают, усматривая в этом мероприятие с застольем. Но у нас это проходит по-другому. Мы увидели в этой идее то, что дает общий результат. Коллектив, преподаватели, студенты встречаются с выпускниками прошлых лет.

Но поскольку их много у нас – десятки тысяч за эти годы – то все происходит по системе: каждый год – своя пятилетка. Например в этом году встречались выпускники, которые заканчивали учебное заведения в годы, завершающиеся на цифры «1» и «6». Всегда приезжает 250-300 человек. И после торжественных мероприятий они идут в группы, где встречаются со студентами. Мы понимаем, они – выпускники, скажут студентам то, что не написано ни в одном учебнике. А это очень важно и для жизни, и для будущей профессии. Можно сказать, это патриотизм в профессии, в том деле, которое они выбрали.

Поэтому система учета выпускников у нас присутствует: мы ведем базу, следим за их судьбами, о многих знаем, как сложилась их трудовая жизнь.

Какую практическую подготовку получают ваши студенты?

Я могу сказать, что ректор Крымского федерального университета Сергей Донич много уделяет внимания нашим учебным заведениям. Конечно, в свое время мы базировались на опытной станции садоводства, плюс, нас окружали мощные предприятия – база для обучения была рядом. Но с некоторых пор этого не стало, поэтому мы сразу поняли, что нужно иметь что-то свое. Подготовленные, нормальные учебные участки, на которых можно отрабатывать все современные приемы и технологии. И наукой заниматься. Поэтому мы подготовили проект, и Сергей Георгиевич нас поддержал, а координационный совет проект утвердил – мы будем работать над тем, чтобы на наших землях (а у нас 100 га) мы создали современную учебно-экспериментальную агролабараторию, которая будет включать учебный экспериментальный сад, учебный экспериментальный виноградник, учебный экспериментальный питомник, ягодник, теплицы и некоторые другие участки. В течение 3 лет это осуществится полностью.

А продукцию куда будете девать?

Часть продукции будет использоваться нами же – у нас есть своя студенческая столовая. А часть продукции будем реализовывать и компенсировать затраты. Тем самым мы будем развивать это хозяйство. Ведь жизнь не стоит на месте, нужны ресурсы и их мы можем зарабатывать и сами.

Где сейчас ваши студенты проходят производственную практику?

Производственную преддипломную практику студенты в хозяйствах по всему Крыму. Обычно это складывается так, что они едут туда, где живут и там на местных предприятиях ее проходят. Вообще в каждом районе у нас 8-10 базовых предприятий, с которыми у нас заключены договоры, и там студенты закрепляют свои знания. Есть предприятия довольно сильные, с новыми технологиями.

До санкций мы своих студентов также отправляли на практику в фермерские хозяйства Германии. Опыт Европы тоже не лишний. И я надеюсь, что снимутся барьеры и рамки, но сейчас мы с успехом осваиваем выход на другие районы Российской Федерации, где есть современные сильные аграрные предприятия.

Насколько обширна география ваших студентов и абитуриентов?

Конечно. Из всех районов Крыма есть представители. Хотя есть районы, которые представлены лучше – Симферопольский, например, Красногвардейский, в последнее время такими стали Красноперекопский и Первомайский.

Наши ребята все живут в общежитии – места достаточно. Студенческая столовая недорогая с трехразовым питанием. Есть спортзал и стадион, работает художественная самодеятельность.

Я бы хотел, чтобы к нам активнее шла молодежь и не сомневалась в том, что перспектива для них, после того, как они получат у нас образование, обязательно есть. Сельское хозяйство для Крыма – это не просто мечта, а реалии. Все должно быть здесь свое. И нам необходимо вернуться к тем позициям, когда мы продавали свои яблоки и виноград на север: в Мурманск, в Архангельскую область везли свою качественную продукцию. И все говорили: «крымские яблочки – самые вкусные». Вот такое у нас должно быть отношение.

 

КРЫМИНФОРМ