Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского 1 сентября начинает свой сотый учебный год. Кто стал юбилейными первокурсниками КФУ? Как Крымский мост повлиял на вступительную кампанию главного вуза полуострова? Какие новые направления обучения появились в университете и что из новшеств выбирают студенты? Об этом Крыминформу рассказал и.о. ректора КФУ Андрей Фалалеев.
Андрей Павлович, расскажите об итогах вступительной кампании КФУ в этом году. Какие особенности кампании вы можете отметить?
По предварительным итогам вступительной кампании, в 2018 году в вуз на бюджетное обучение зачислено по программам бакалавриата 3 069 человек, специалитета – 649, магистратуры – 1 749, аспирантуры – 83, ординатуры – 138. Всего в КФУ в этом году уже поступили порядка пяти тысяч студентов. Итоги предварительные, потому как еще не окончена вступительная кампания для иностранных граждан. В целом показатели проведенной вступительной кампании я считаю успешными. Недобор отмечается фактически только по направлению обучения «крымско-татарский язык», где три места осталось незаполненными. Все остальные направления заполнены, конкурс был достаточно высоким.
Особенность сотого учебного года КФУ в том, что существенно расширилась география абитуриентов. Новые студенты КФУ представляют почти все регионы России. Еще два года назад от 90% до 95% учащихся вуза были из числа жителей Крыма и Севастополя. По итогам вступительной кампании прошлого года 20% поступивших в КФУ приехали из соседних субъектов РФ. В этом году впервые на второе место по количеству поданных заявлений вышел Краснодарский край, обогнав Севастополь. С 1 сентября 2018 года в КФУ будут учиться также студенты из Магаданской, Мурманской, Ростовской, Рязанской, Свердловской, Ярославской, Смоленской, Томской, Оренбургской, Орловской, Самарской, Тверской, Саратовской, Тульской областей России, Пермского и приморского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Саха (Якутия), Бурятии, Башкортостана, Дагестана, Адыгеи, Алтая, Коми, Карелии, Чувашии и даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что КФУ из регионального стал действительно федеральным университетом.
С чем вы связываете такой массовый приток студентов из Краснодарского края и как это может отразиться на обоих регионах?
Безусловно, это влияние открытия движения по Крымскому мосту. Мы видим, что мост повлиял не только на туристическую сферу, а и на геополитику и человеческий капитал. Крымский мост в будущем, действительно, станет трассой для человеческого капитала. Я предполагаю, что такая же история со вступительной кампанией наблюдается и в Краснодаре, и тот поток молодых людей, которые приехали к нам, был компенсирован потоком тех, кто от нас уехал. Не могу сказать, в каком направлении движение было больше, потому что пока у меня нет сведений с краснодарской стороны, но в целом это закон сообщающихся сосудов. Это значит, что Крым с Краснодаром фактически уже объединяются в мегаполис, единый регион. Это замечательно, ведь это одна из тенденции в современной экономике, когда создаются большие регионы. Внутренний рынок региона становится больше, а значит, проще развивать различные отрасли. Если пока правительства Крыма, Севастополя и Краснодарского края строят самостоятельную стратегию развития, то, на мой взгляд, в дальнейшем это будет одна единая большая структура. Это видно по объединениям в целом по стране. Россия объединяется как внутри себя, так и со странами БРИКС. Скорее всего Крымский мост повлияет на подобное соединение в рамках Южного федерального округа.
Возвращаясь к вопросам вступительной кампании, скажите, насколько активно иностранцы выбирают обучение в КФУ?
Главный крымский вуз укрепляет статус международного. И, хотя, как я ранее сказал, вступительная кампания для иностранных граждан еще не завершена, уже можно говорить о том, что география студентов из-за рубежа в этом году также расширилась. В КФУ уже зачислены студенты из Украины, Беларуси, Армении, Индии, Кении, Палестины, Нигерии, Конго, Молдовы, Абхазии, Ганы, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Ганы, Эфиопии, Киргизии, Алжира, Египта, Бангладеш, Камеруна, Йемена, Таджикистана, Иордании, Республики Корея и других стран. Всего в университете обучается более трех тысяч иностранцев. Стоит также сказать о том, что в этом году КФУ запустил систему электронной подачи документов. Ею воспользовались 600 абитуриентов. Кроме того, больше половины абитуриентов КФУ выбрали форму поступления по результатам ЕГЭ.
Что можно сказать о предпочтениях абитуриентов? Какие направления подготовки выбирают будущие студенты КФУ?
Популярные направления обучения пока не меняются. Это традиционно юриспруденция, государственное и муниципальное управление, экономика, стоматология, лечебное дело… Несмотря на то, что в целом экономика в мире меняется и появляются новые направления обучения, в Крыму пока это не сказывается ни на предпочтениях абитуриентов, ни на предпочтениях преподавателей. В то же время в университете стали появляться новые направления и их активно поддерживает Программа развития КФУ. Это и лаборатории дополненной виртуальной реальности, и Big data, киберагрономия и медицинская инженерия. Все эти направления уже развиваются, и вокруг них уже создаются коллективы из именитых ученых и прогрессивной молодежи. Сами преподаватели все чаще приходят и говорят, что те или иные новые направления им интересны, и предлагают их поддерживать. В то же время есть традиционные направления для Крыма, которые являются важными для университета. Это связано с географией, геологией, различными природными и климатическими ресурсами, которых у Крыма не отнять и которые для нас крайне важны. Кроме нас их никто не изучит, и мы должны быть в них специалистами.
В этой сфере ученые КФУ нынешним летом уже доказали всей стране свою компетентность. Я имею в виду изучение найденной на строительстве трассы «Таврида» пещеры с останками древних животных.
Совершенно верно. Это не просто изучение пещеры. Сегодня этот проект института спелеологии и карстообразования выходит на новый уровень. Действительно, активнейшее участие в изучении карстовой полости приняли наши спелеологи, геологи, географы и палеонтологи. Очень хорошо, что наши ученые были привлечены в самом начале процесса и стали полезны для строителей трассы. Наши ученые оказались компетентными, потому что с такой скоростью никто не смог бы снять параметры и составить карты. Теперь огромный пласт работы заключается в изучении всего богатства, обнаруженного внутри пещеры. Это совершенно другая тема. Сейчас мы прорабатываем вопрос создания там научно-образовательного центра инженерной карстологии и палеонтологии. Это будет интересный проект, который будет полезен и университету, и республике, и всей России.
Университет находится на пороге очень важной даты – столетия вуза. С чем вы подходите к этой обязывающей дате?
Столетие – это период, когда с одной стороны необходимо оглянуться назад, а с другой – посмотреть вперед. Конечно, мы вспоминаем заслуги прошлого, заслуги ученых, которыми был славен университет. Однако гораздо важнее сегодня наметить, кем будет славиться университет в следующие сто лет. Мы с гордостью носим имя Вернадского и сейчас задаем себе вопрос: «Кто будет следующим Вернадским?» Это – задача университета. Для этого необходимо, чтобы ученые выросли, определились с тематикой. Сейчас как раз тот переломный момент в целом в стране, который близок к технологической революции. Наблюдается изменение производственных сил, идет переход на экономику знаний. Это – не простые слова. Речь идет о том, что станки, машины и деньги уже не так важны, как новые идеи. Каждый год появляются какие-то новые направления. Эти направления должны развивать люди. Ученые постоянно должны искать что-то новое и воплощать это в жизнь. Это – самое сложное, но это и есть основная задача Крымского федерального университета. Это – именно то, с чем мы подходим к столетнему рубежу.