Ученые Института археологии РАН совместно с коллегами из КФУ продолжают исследовать пещеру «Таврида». Они прошли по основному ходу карстовой полости и заключили, что в дальних помещениях на данный момент следов человеческого пребывания не обнаружено.
«Вероятно, для поисков археологии этот участок малоперспективен. Внизу, под современным провалом есть хороший большой зал с высоким куполом, там мы поставили один шурф, прошли его на метр, но пока тоже никаких признаков человека не обнаружено. Однако работа продолжается», – уточнил ведущий научный сотрудник отдела каменного века Института археологии РАН Михаил Жилин.
В свою очередь, старший научный сотрудник отдела каменного века Института археологии РАН, кандидат исторических наук Константин Гаврилов отметил, что поверхность, наверняка, посещалась в древности, в палеолитические времена или во времена каменного века людьми. Подтверждением послужил первичный обход и осмотр территории, который принес первую находку – небольшой кремневый отщеп, технологический скол, который показывает – это произведение рук человеческих, относящееся к каменному веку.
«Неподалеку много памятников каменного века, в том числе очень известных, поэтому этот район очень перспективен для поиска новых археологических стоянок. В будущем необходимо сосредоточиться на поиске древнего входа в эту пещеру, потому что, как показывает опыт предыдущих исследований, люди селились перед входом, если удача нам улыбнется, мы найдем такой участок и следы пребывания человека», – говорит Константин Гаврилов.
Сейчас в пещере проводятся рекогносцировочные работы. В ближайшем будущем планируется их продолжение в более широком составе – будут организованы комплексные экспедиции, в состав которых войдут специалисты разных областей – не только спелеологи, палеонтологи, археологи, но и палеоботаники, специалисты по радиоизотопному датированию.
«Само это палеонтологическое местонахождение находится за пределами строительства трассы и есть возможность достаточно длительно и тщательно здесь работать. В нашей науке, когда делаешь все слишком быстро – страдает качество», – утверждает старший научный сотрудник Института археологии РАН Константин Гаврилов.
На данном этапе исследования ученых не влияют на дальнейшее строительство одноименной с пещерой трассы – участок карстовой полости, примыкающий на протяжении 150 метров к строительству дороги, уже исследован сотрудниками РАН и КФУ.
В настоящее время высокая влажность в сочетании с низким содержанием кислорода (ниже 18 процентов) делают пребывание человека в пещере без специального оборудования для дыхания затруднительным. По этой причине доступ в нее для неспециалистов ограничен.
Пресс-служба КФУ