19-10-2020
Как убрать барьеры?

 

 

Лет двадцать назад обо всех тяготах жизни инвалидов знали только их близкие, которые, как правило, боролись со всеми трудностями самостоятельно. А сами инвалиды, в основном, были обречены или на замкнутый образ жизни в кругу своих родственников, или, что еще хуже, на одиночество. И только по-настоящему сильному человеку удавалось, поборов недуги, заявить о себе как о личности.

Сегодня, в том числе и благодаря СМИ, мы знаем, что людей, с ограниченными возможностями здоровья довольно много: они имеют такие же интересы, потребности и желания, как и все другие – занимаются спортом, устанавливают мировые рекорды, создают предприятия, защищают кандидатские и докторские диссертации. Но, как правило, большинство людей с инвалидностью не интегрированы в общество: они живут, учатся, работают и отдыхают в собственном кругу. Почему?

По мнению доктора педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гуманитарно-педагогической академии (ГПА) КФУ им. В.И. Вернадского Юлии Глузман, несмотря на многие положительные изменения в решении этой проблемы, наше общество все еще создает огромное количество барьеров, мешающих человеку с инвалидностью реализовывать его права.

«Барьеры физические, информационные, эмоциональные, трудовая сегрегация, – действительно создавались веками и в один момент от них тяжело избавиться. Поэтому решать их надо сообща, несмотря на санкции, COVID-19, главное хотеть это делать. Проблемы инвалидов не должны оставаться проблемами только их родных. Да, сейчас, в России, уделяется большое внимание людям с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда», однако создание условий для обучения лиц с особыми потребностями требует больших усилий и ресурсов»,- убеждена Юлия Глузман и ее коллеги из других регионов РФ и стран.

И поэтому, вопреки всему, на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) КФУ они провели уже четвертую Международную научно-практическую конференцию «Социально-педагогическая поддержка лиц с инвалидностью: теория и практика». В конференции традиционно участвуют, преподаватели, специалисты в области инклюзивного образования, реабилитации, трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья из Болгарии, Белоруссии, Армении, Казахастана, Молдовы. В этом году к ним присоединились и коллеги из Турции.

«Да, влияние антикрымских санкций в какой-то мере присутствует, но, здесь каждый решает сам. Тем не менее, например, на прошлую конференцию к нам в Ялту приезжали коллеги из Болгарской академии наук. Узнав, что они направляются в Крым, руководство научного учреждения поддержало их, заявив, что, Россия – дружественная для Болгарии страна, – говорит Юлия Глузман. – Наверное, потому, что в Болгарской академии наук понимают, насколько ценен реальный опыт работы с лицами, имеющими инвалидность, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием, аспирантурой и докторантурой, которым делятся участники конференции. На секционных заседаниях они, например, представляют не только теоретические, но и экспериментальные результаты лучших инклюзивных практик».

В прошлом году конференция проходила в очном формате – приезжали более 150 человек, в нынешнем, из-за COVID-19, в основном, в режиме онлайн.

 Что, кстати, позволило увеличить количество участников конференции – только из регионов России было подано свыше 300 заявок. Согласитесь, это – показатель того, насколько актуальны сегодня, в первую очередь, для нашего общества вопросы профориентационной работы с молодыми людьми, имеющими инвалидность, как важны разработка системы сопровождения студентов разных нозологических групп и содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья, – подчеркнула Юлия Глузман.

Елена Озерян 

Пресс-служба Крымского федерального университета