В созданном на базе Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского диссертационном совете Д 900.006.09 по специальностям «Русская литература» и «Литература народов стран зарубежья» состоялись очередные защиты кандидатских диссертаций. Свое право на звание кандидата филологических наук успешно доказали В. В. Рецов (г. Аксай Ростовской области) с темой «Образ творца и концепция творчества в авторской мифологии И. А. Гончарова» и Чжан Менцзя (г. Вэйхай) «Принципы циклообразования в маринистике К. М. Станюковича».
Соискатели из других регионов Российской Федерации регулярно защищаются в КФУ, однако Чжан Менцзя стала первой иностранной гражданкой, написавшей и защитившей диссертацию в стенах Крымского федерального университета.
Председатель диссертационного совета Д 900.006.09, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы КФУ С. О. Курьянов
– Сергей Олегович, какое значение имеет для ученого совета защита аспирантки из Китая?
– География защищаемых у нас диссертаций постоянно расширяется. Но данный случай важен для всего университета. Это свидетельство того, что международный авторитет вуза растет. И конечно, важно, что диссертация Чжан Менцзя посвящена именно русской литературе. Во-первых, это показывает уровень и международную востребованность нашей литературоведческой школы. Во-вторых, диссертация вводит в международный оборот достижения наших крымских ученых, продолжает и популяризирует традиции крымской филологии. И в-третьих, не будем забывать, что Константин Михайлович Станюкович – наш земляк, уроженец Севастополя. ». Он сын одного из руководителей обороны морской крепости в годы Крымской войны и в начале осады был в городе, помогал раненым, был награжден за это медалью.
Так что защита этой диссертации – важный шаг в продвижении и русской литературы, и крымского литературоведения, и Крыма в целом.
Автор диссертации «Принципы циклообразования в маринистике К. М. Станюковича» Чжан Менцзя
– Чжан Менцзя, почему вы выбрали для научной работы именно Крымский федеральный университет?
– Я выпускница этого вуза. В 2006 г. я закончила Таврический университет и стала магистром русского языка и литературы. Сейчас преподаю русский язык в Китае в Шаньдунском университете. Давно стремилась заниматься научной работой. Когда стал выбор, в какой университет поступать в аспирантуру, то, конечно, выбрала родной для меня крымский университет, где продолжают работать мои наставники – люди, которые в свое время дали мне знание русского языка и русской литературы. Так что я три года проходила обучение на кафедре методики преподавания филологических дисциплин КФУ.
– Значит, в Китае признаются дипломы КФУ?
– Конечно. Я поступила в аспирантуру в 2017 г., и тогда вопрос с признанием дипломов КФУ еще только решался. Но я была уверена, что вопрос решиться положительно, потому что КФУ – очень большой и известный вуз. Сейчас диплом КФУ в Китае высоко ценятся.
– Почему вы обратились к изучению маринистики К. М. Станюковича?
– Это очень актуально для Китая. Китайская литература очень разнообразна, но, к сожалению, морская тема в ней отразилась не очень широко, потому что Китай традиционно был страной аграрной, а не морской. Но сегодня Китай осваивает море. И это не только создание флота, это еще и культурное освоение. И для нас очень важен опыт других народов в этом отношении. Уверена, что творчество Станюковича китайскому читателю гораздо ближе, чем творчество многих американских и европейских авторов. В западной традиции XIX в. моряк – это искатель приключений, флибустьер. А у Станюковича моряк – это вчерашний крестьянин, который покоряет море не из жажды наживы, а по долгу службы; моряки Станюковича даже далеко от Родины сохраняют свой национальный характер, свои крестьянские привычки и нравы. Китайскому мировоззрению это очень близко. И я уверена, что сумею заинтересовать творчеством Станюковича моих китайских студентов.
Научный руководитель диссертации «Принципы циклообразования в маринистике К. М. Станюковича», доктор филологических наук В. В. Орехов.
– Владимир Викторович, почему диссертация посвящена именно творчеству К. М. Станюковича?
– Мы все с детства знаем произведения Станюковича. Кто же не читал в школьные годы его морских рассказов! Важно помнить, что Станюкович – основоположник нашей маринистики. Именно он первым познакомил читателя с бытом матросов, нарисовал достоверные и колоритные характеры моряков. Так что Новиков-Прибой и другие наши маринисты воспринимали Станюковича как своего литературного учителя. Перед диссертанткой стояла очень сложная задача – проследить, как Станюкович, постепенно шел к тем художественным открытиям, которые сделали его маринистику достоянием не только отечественной, но и мировой литературы. Это произошло далеко не сразу. Станюкович два десятилетия оттачивал стиль, работая в самых разных жанрах, и только в зрелом возрасте добился того, что его морские произведения принесли ему читаетельское признание. И с тех пор он создавал из отдельных морских произведений гигантскую панораму русской морской жизни. Чжан Менцзя исследовала все особенности его художественных решений, то есть, по существу, проникла в «творческую лабораторию» мариниста и открыла доступ туда для нас всех.
Пресс-служба КФУ им. В.И. Вернадского
по материалам кафедры русской и зарубежной литературы