13-04-2020
«Пятерка» на расстоянии: что нужно знать о дистанционном обучении

 

 

Колумнист Sputnik, профессор Олег Дмитриев поговорил с ведущими экспертами в области онлайн-образования, поделился впечатлениями от первых недель “удаленной работы” и дал советы тем, кто из дома решил научиться чему-то новому.

Онлайн: встречают по одежке

До начала занятий осталось совсем немного. Открываю шкаф, выбираю рубашку. “В мелкую полоску” не пойдет. Почему? Будет камера, а “эфир” не любит мелких рисунков. Студенты видят меня не первый раз, поэтому выбираю “демократичный” вариант – серенькое поло с воротничком. Надеваю и иду… к себе на кухню, где, собственно, и стоит компьютер для дистанционной работы. Так начинается занятие со студентами в “эпоху самоизоляции”.

Никогда не думал, что и в “домашнем образовании” важны знаки и приметы. И оказалось, я не одинок. Одна моя коллега-филолог считает важным выглядеть так, как и в аудитории. Поэтому даже дома – туфли на каблуках. Однако это – всего лишь приметы. Да и слово “дистанционное” просто обозначает то, что преподаватель не рядом. И позитивное ощущение любого ученика, что мол “ура, в школу идти не надо” – это, по-моему, самообман. “Дистанционка” и для преподавателя, и для ученика – это серьезный труд, более кропотливый, чем в аудитории. И вот почему.

Студенты ищут яркую личность

Дистанционное образование я попробовал лет 8 назад. Это был один из вебинаров по журналистике. Первым ощущением была паника: я не видел лиц студентов, не знал, как они реагируют на мои слова. Тогда я понял: монолог – вещь бесперспективная. Каждые 5-7 минут ты – даже онлайн! – должен обращаться к аудитории с вопросами, задачами, проблемами. И ничего, если ответ придет не сразу. Постепенно я стал осознавать, что диалог со слушателями можно вести и с помощью чата. Стал давать творческие задания, требующие простых ответов. Слушателям это понравилось. Процесс, что называется, пошел.

Следующим шагом стала запись открытого курса на тему “Журналистика. Работа в кадре”, который создавался для Института Русского Языка имени Пушкина. Это было 4 года назад. “Подготовьте текст восьми уроков для суфлера – по восемь страниц на каждый урок”, – сказали мне тогда. Я отказался, потому что нет ничего хуже тех случаев, когда преподаватель читает заученный текст – студенты начинают ему меньше доверять. В результате мы просто составили план того, что я должен говорить, и вывели его на суфлер. Идея собрать и обобщить свой предыдущий опыт и знания коллег сработала. Курс стал одной из популярных онлайн-дисциплин 2017 года. Мне было в новинку, что мои лекции нельзя прослушать целиком от начала до конца: чтобы перейти на следующий, уровень слушатель должен выполнить серию заданий в конце каждого занятия. Вот и сейчас, когда появилась задача вести занятия из дома, я задал себе вопрос: “Как сделать так, чтобы студентам было так же интересно учиться из дома, как в классе?” Оказалось, вопрос мучает не меня одного.

Вот что сказал мне декан факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Бронюс Айсмонтас: “В онлайн-образовании люди ищут не преподавателя, а яркую личность и хорошего специалиста. Прежде чем выбрать курс, надо заочно познакомиться с человеком, послушать все, что он говорил раньше и только после этого принимать решение, полезен этот курс или нет”. Как же стать личностью в условиях самоизоляции?

Подробнее: https://crimea.ria.ru/society/20200412/1118156439/Pyaterkana-rasstoyanii-chto-nuzhno-znat-o-distantsionnom-obuchenii.html