6 шагов для перевода дисциплины в онлайн

 

 

 

 

Для перевода дисциплины в онлайн нужно сделать следующие 6 шагов:

  • решить, будем использовать готовый МООС или сделаем курс сами
  • спланировать разработку всех материалов
  • определиться с технологией проведения лекций
  • создать учебные материалы, включая тесты ( здесь –инструкции по работе с разными инструментами)
  • организовать обучение по дисциплине через в LMS
  • начать учить студентов 

1. Принимаем решение, будем делать курс сами или используем готовый МООС

У каждого из этих подходов есть свои преимущества и недостатки, о которых следует помнить при выборе формата. Если у Вас небольшой опыт работы с и­­нформационными системами, и Вы еще не разу не создавали свой собственные курс – возможно, для старта стоит ориентироваться на готовый МООС.­­

Ниже основные плюсы и минусы, которые есть у двух разных форм.

Свой собственный курс:

Преимущества:

  • можно гибко строить и дорабатывать курс
  • часть лекций можно не оцифровывать, а заменить веб-трансляцией, это привычная преподавательская деятельность, только в новом формате

Сложности:

  • нужно уметь создавать цифровые образовательные ресурсы, работать в приложениях
  • нужно достаточно много времени для разработки учебных материалов, тестов, памяток, объявлений и потом сопровождения активностей студентов в курсе

Уже существующий МООС:

Преимущества:

  • не нужно тратить силы и ресурсы на создание контента и оценочных средств, контент уже прошел экспертизу качества
  • учебная активность студентов задана курсом, техническая поддержка студентов обеспечивается платформой

Сложности:

  • нужно адаптировать свои вебинары/консультации под логику тематического плана МООС
  • по теме вашего курса доступных МООС может не быть

! Обратите внимание: можно использовать МООС на разных платформах: НПОО, Coursera, stepik и т.п.

Список МООС, бесплатно доступных российским вузам по состоянию на 18.03.20 (список пополняется)

2. Планируем свое дистанционное преподавание:

Прежде чем начать создавать учебные материалы, нужно спланировать разные аспекты работы.  Во-первых, определить, на какой площадке будет организовано взаимодействие со студентами, где будем публиковать материалы, делать объявления, сообщать оценки. Все студенты НИУ ВШЭ имеют аккаунт во внутренней lms, также там по умолчанию создаются пустые сайты дисциплин учебного плана студентов. Не менее 90 процентов студентов посещают LMS и умеют пользоваться ее сервисами.  Т.е. эта среда уже есть, и мы рекомендуем использовать ее. Однако вы можете выбрать другой инструмент, в том числе – закрытые группы в социальных сетях. Тогда ссылку ссылку на внешнюю группу требуется разместить в дисциплине в lms, в том числе для мониторинга работы преподавателя.

Вторым шагом необходимо определить понедельный тематический план вашего онлайн-курса и составить список еженедельных дедлайнов. ­­­Проанализировать элементы контроля на предмет возможности реализовать заявленные элементы в онлайн формате. Внести изменения в ПУД (в конструкторе ПУД), оставив только возможные элементы и/или внеся изменения в формулу оценивания

Заключительным этапом планирования будет список учебных и организационных материалов, которые необходимо предоставить студентам, включая видеолекции, ридеры, памятки, объявления и т.п.

Что нужно сделать

Какой будет результат

Определяем площадку для взаимодействия со студентами – где будем выкладывать материалы, делать объявления, сообщать оценки

Только LMS или LMS для аккумулирования + иные системы для фактической деятельности 

Определяем тематический план курса (по неделям) и список дедлайнов

С горизонтом планирования по крайней мере две недели

Корректируем систему оценивания по каждой теме

Вопросы и/или результаты работы работы студента (эссе, проекты и прочее) по итогам каждой недели, на которые должен предоставить студент

Решаем, какие именно учебные материалы должны быть в каждой неделе курса

Решение : будет «живая» (вебинар) или записанная видеолекция, какие необходимы тексты, схемы, рисунки, тесты.
Если используем МООС – будут ли доп. материалы или будет достаточно консультаций

Подумываем список организационных материалов

Тексты писем/объявлений студентам – приветствие, правила работы, система оценивания, ссылка на график дедлайнов
Это правильно делать еженедельно

3. Принимаем решение, будем использовать интерактивные лекции или видеозаписи лекций, размещенные в ЛМС

Если вы приняли решение разрабатывать видеоматериалы либо проводить интерактивные консультации – вам необходимо определиться с технологией этого процесса. Университет предлагает два варианта – (1) интерактивные лекции (трансляции), которые будут проходить в реальном времени, т.е. студенты должны быть в это же время в сети, чтобы иметь возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении, либо (2) видеозаписи лекций, ссылку на которые нужно будет разместить в lms, чтобы обеспечить к ним доступ студентов.

Особенностью трансляций является то, что они должны проходить по расписанию, определенному учебным офисом для студентов. Во-первых, для того, чтобы избежать накладок в расписании, во-вторых, для того, чтобы Университет мог обеспечить наиболее качественную связь. Для проведения лекций в таком формате в каждом корпусе оборудованы несколько аудиторий,  работа которых сопровождается техническими специалистами. Либо Вы это можете делать из дома, если Вам не треьуется техническая и инструментальная помощь.

Создаваемые самостоятельно видеоматериалы должны размещаться в youtube или VK (открытые группы), либо в других облачных хранилищах. Размещение их на внутренних серверах ВШЭ повышает риск нестабильного к ним доступа. Поэтому в lms требуется размстить ТОЛЬКО ссылку на созданные и размещенные на внешнем хранилище материалы. Студентам они будут доступны непосредственно в lms, в отдельном фрейме, поэтому на качестве визуализации курса это не скажется, сервера университета разгрузит.

1) интерактивные лекции 

Инструменты для трансляции интерактивных лекций, консультаций

Webinar.ru
MS Teams
Zoom

Форматы работы

Из дома или из оборудованной для вебинаров аудитории в кампусе с тех.поддержкой университета

Организация работы

Время трансляций (когда вы в сети и студенты тоже) должно быть согласовано с учебным офисом,  чтобы избежать накладок в расписании

 2) видеозаписи 

Инструменты для самостоятельной записи лекций и инструкций

Bandicam, 
CamStudio

Видеокамера телефона

Правила размещения самостоятельно записанных лекций и инструкций

Видео размещается на youtube или VK
В lms размещаются ссылки на видео, само видео в lms не загружается

4. Создаем учебные материалы

Кроме видеоматериалов рекомендуется разработать другие учебные материалы, как минимум – тестовые и проверочные задания. LMS имеет внутреннюю систему тестирования, которая гибко настраивается. Однако Вы можете использовать и другие ресурсы. Перечень ресурсов и ссылка на инструкции по их использованию – в таблице ниже

Что делаем

Инструмент, сервис

Оцифровка готовых материалов, подготовка ридеров

Сканер, фотокамера в телефоне или фотоаппарате

Видеозапись лекций, инструкций

Видеофайлы разместить в Youtube, LMS, социальных сетях

Интерактивная лекция, консультация

Webinar.ru

MS Teams

Zoom

SkypeCisco Webex

Проверочные задания и тесты

Система тестирования LMS

Google Classroom

Google Формы

Quizizz 

График консультаций, дедлайны по темам и контрольным работам

Google doc,

закрытая группа в социальных сетях, внутренние объявления ЛМС

5. Размещаем учебные материалы

Для того, чтобы завершить создание курса – необходимо опубликовать все созданные материалы в среде, где они будут доступны студентам для работы. Все преподаватели НИУ ВШЭ по умолчанию зарегистрированы в lms. Также каждый преподаватель по умолчанию подключен к дисциплинам учебного плана, которые включены в его нагрузку, и которые он может наполнять учебными материалами. Если Вы не знаете своего логина и пароля для входа в систему – необходимо написать письмо на lms@hse.ru. Зайти также можно через ЕЛК.

Инструкции по работе с системой размещены здесь 

  1. Регистрируемся в LMS
  2. Получаем доступ к пустому сайту дисциплины
  3. Создаем структуру курса в соответствии с тематическим планом
  4. Оцифрованные материалы загружаем в медиахранилище
  5. Размещаем ссылку на видеоматериалы
  6. Размещаем объявление
  7. Настраиваем тесты 

6. Приглашаем студентов

Когда Вы заполните сайт дисциплины – студенты это увидят. Но не будет лишним направить им письмо-приветствие (через объявление в ЛМС уходит всем студентам этой дисциплины автоматически) с объяснением правил работы в дисциплине, списком дедлайнов и описанием ближайших учебных мероприятий.