В чем счастье преподавателя?..
Вся моя жизнь связана с преподаванием терапии. Первые занятия со студентами я начала проводить еще во время обучения в магистратуре – сразу после окончания медицинского университета. Сейчас работаю доцентом кафедры внутренней медицины №2 Медицинской академии им. С.И.Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
- Изменилась ли сегодня форма преподавания?
– Конечно, наряду с традиционными занятиями, на которых рассматривается теоретический вопрос ипроводится клинический разбор у постели больного, теперь в практику преподавания входит ряд других методик.Основная задача личностно-ориентированного обучения – научить студента учиться. Очень важно развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения, руководствуясь принципами доказательной медицины. Кроме того, важнейшей составляющей подготовки врача является освоение необходимых практических навыков. Именно этому посвящена работа нашего студенческого кружка «Симуляционные методы обучения». Его девиз – слова Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму!». Во время занятий в симуляционном центре Медицинской академии ребята отрабатывают алгоритмы обследования пациентов, экстренной помощи, анестезиологического пособия, ведения родов, ультразвуковой и эндоскопической диагностики. Многократное повторение в дружеской, доброжелательной атмосфере под руководством опытных преподавателей разных специальностей способствует тому, что студенты не только закрепляют полученные навыки, но и получаютуверенность в своих силах, а это мотивирует ихк дальнейшему покорению сложной науки. Мои ученики блестяще продемонстрировали свои знания и умения при проведении мастер-класса по оказанию помощи при политравме и остром коронарном синдроме, при организации учебно-тренировочного занятия по новой коронавирусной инфекции и получили заслуженно высокую оценку руководства Крымского федерального университета.
- 2. Сложно ли Вам было организовать свою работу во время дистанционного обучения?
– Да, очень. Самым сложным оказалось перейти от непосредственного общения к дистанционному: через монитор не чувствуешь энергетику аудитории, трудно уловить ответную реакцию ребят. Много проблем возникло и при освоении технических и программных средств. Большое спасибо моим молодым коллегам, «компьютерным ангелам», которые терпеливо мне помогали и продолжают это делать с прежним терпением и упорством.
3.Как нынешняя ситуация, связанная с обучением «по удаленке», сказалась на взаимодействие между преподавателем и студентом?
– Нынешний формат обучения дает возможность задать вопрос в круглосуточном режиме семь дней в неделю – приходится дополнительно учить ребят этике общения, сохранению уважительного отношения к педагогам.
- Есть ли у вас «любимчики»?
– Есть: ребята с горящими глазами, ищущие, усердно занимающиеся. Для подготовки к занятиям с ними требуется «перелопатить» огромное количество специальной литературы, в частности, все самые новые клинические рекомендации, а также освоить определённые дополнительные навыки. Эти студенты постоянно поднимают планку моей педагогическойработы, и, конечно, за три года почти ежедневного общения на занятиях, экзаменах, кружках, отработках они стали для меня родными.
- Что Вы можете сказать о старшекурсниках 2020 года?
– Горжусь теми, кто в это сложное время продолжил работать в лечебных учреждениях Крыма, занимался волонтерской деятельностью. Верю, что всех их ждет блестящее будущее, ведь они – не случайные люди в медицине (и в период пандемии доказали это), умеют противостоять трудностям, у них добрые, открытые сердца и неуклонное желание учиться, овладевать тайнами выбранной профессии.
- Продолжаете ли Вы общаться со своими бывшими подопечными, скучаете ли по «выпорхнувшим» в большую жизнь?
– Да, конечно.Скажу больше, ясчастлива, когда они достигают поставленных целей, когда сбываются их мечты, когда понимаю, что и сама многому у нихнаучилась.
- В общем, Вы – счастливый человек…
-Безусловно – мне есть чем и кем гордиться, а это дарит огромное чувство удовлетворённости своей жизнью. Пожалуй, в этом и заключается счастье преподавателя.