03-04-2018
В КФУ разрабатывают методику коррекции аутизма

 

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, поэтому сотрудники лаборатории психофизиологии кафедры физиологии человека и животных и биофизики Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского рассказали о работе в этой области.

В связи с увеличением числа детей, страдающих аутизмом, в Крымском федеральном университете уже более пяти лет проводятся исследования этого расстройства, которые носят как научный, так и прикладной характер.

С помощью теста Бейли на базе лаборатории оценивается уровень общего умственного, речевого и двигательного развития детей в возрасте от 1 до 3 лет. Работа с детьми от 4 до 15 лет включает оценку уровня развития вербального и невербального интеллекта, внимания и эмоционального состояния.

Сотрудники лаборатории психофизиологии проводят диагностику аутизма на ранней стадии с помощью ай-трекера (eye-tracking) – прибора, который позволяет отслеживать траекторию движения глаз по отражению инфракрасных лучей. Он был приобретен в рамках Программы развития КФУ в 2016 году.

«Здоровые дети и дети с аутизмом по-разному смотрят на один и тот же объект. Если здоровому ребенку показать изображения лица человека и неживого предмета, он сосредоточит взгляд на глазах и губах человека. Ребенок с аутизмом предпочитает смотреть на неодушевленный объект, а не на лицо. У детей, страдающих этим расстройством, основным симптомом является нарушение социального взаимодействия, поэтому они не смотрят в лицо другому человеку, даже если это просто изображение. Мы пытаемся на ранних стадиях определить, есть ли у ребенка симптомы аутизма, но пока эта методика находится на стадии разработки. Медицинские диагнозы мы, конечно, не ставим, но можем посмотреть, присутствуют ли нарушения у ребенка», – рассказала ассистент кафедры физиологии человека и животных и биофизики факультета биологии и химии ТА КФУ им. В. И. Вернадского Анна Михайлова.

Кроме того, на базе лаборатории психофизиологии недавно появилось новое оборудование для выявления степени выраженности аутизма – тест ADOS. Эта методика считается «золотым стандартом», так как с ее помощью можно выявить аутизм у людей любого возраста.

«Имея этот тест, имея ай-трекер, регистрируя электроэнцефалограмму у детей, мы можем помочь в более раннем выявлении аутизма. Известно, что если выявить его на ранней стадии, с помощью коррекционных методик можно нивелировать негативные эффекты. Если определенным образом взаимодействовать с ребенком, с течением времени признаки аутизма могут практически исчезнуть. Но если до 3 лет не начать коррекцию, то, к сожалению, последствия могут быть очень печальными», –  отметила доцент кафедры физиологии человека и животных и биофизики Таврической академии Крымского федерального университета Евгения Эйсмонт.

В работе с детьми-аутистами важна не только диагностика расстройства, но и его коррекция. Сотрудники лаборатории психофизиологии проводят тренинги биологической обратной связи по электроэнцефалограмме для коррекции когнитивных функций и эмоционального состояния. Тренинги разработаны для детей, у которых плохо развито внимание, отмечается эмоциональная нестабильность. Во время упражнений ребенок учится изменять электрическую активность собственного головного мозга. В результате коррекционных занятий у детей повышается внимание, улучшается эмоциональное состояние, снижается импульсивность, улучшается самоконтроль.

«Представьте, по экрану бегут пять жучков, скорость одного из них зависит исключительно от активности головного мозга. Считывание активности идет с помощью датчиков, находящихся на голове у ребенка. При повышении амплитуды нужных ритмов мозга жучок бежит быстрее. Ребенок заинтересован в положительном результате, поэтому он учится находиться в правильном состоянии, и запоминает его. Мы хотим внедрить в эту методику некоторые новые разработки, чтобы применять ее для детей, страдающих аутизмом. Уже сейчас мы проводим тренинги обратной связи с такими детьми. Мы делаем диагностику до коррекции, затем проводим 10 тренингов и в итоге видим положительный результат, но мы хотим сделать эту методику более эффективной», – подчеркнула Евгения Владимировна.

Сейчас кафедра физиологии человека и животных и биофизики Таврической академии сотрудничает с преподавателями и студентами Физико-технического института КФУ им. В. И. Вернадского с целью создания программы, позволяющей проводить коррекцию с детьми-аутистами. В рамках такой методики ребенок будет учиться взаимодействовать с другими людьми.

Кроме того, сотрудники лаборатории взаимодействуют с центром коррекционной диагностики «Добромир», а также с практикующими специалистами в этой области.

Пресс-служба КФУ