Воспитывать надо и родителей, и бабушек, и дедушек...
12-05-2017
Крым может стать демонстрационным регионом для решения экологических проблем

 

А экологическое воспитание подрастающего поколения  — задача  не менее важная, чем возрождение и развитие экономики полуострова. Эти вопросы  взаимосвязаны, считают ученые научно-образовательного Центра ноосферологии и устойчивого развития КФУ имени В.И. Вернадского. Поэтому и подготовили к изданию учебник по экологии для школьников 10-11 классов.

 —  Решение создать такое  пособие связано с Годом экологии, который проходит в России? – поинтересовались мы у одного из авторов учебника, ведущего научного сотрудника Центра, профессора, доктора географических наук Владимира Бокова.

— Проблемами экологии мы с коллегами занимаемся давно. По большому счету, нынешней молодежи предстоит исправлять многие ошибки предыдущих поколений, в том числе, допущенные по отношению к окружающей среде. Но, экологические знания  необходимы не только школьникам. Менять отношение к территории, на которой живут, воспитывать надо и родителей, и бабушек, и дедушек. Это – комплексная задача. Как-то, еще при Украине, мне довелось присутствовать на заседании Совета министров Крыма, где принимали Программу развития полуострова. В ней было скрупулезно перечислено, сколько надо построить дорог, жилья, вырастить зерна и т.д.. . Вещи, безусловно, важные и нужные. Но, об экологии в Программе не было ни слова. Я поднял этот вопрос, чиновники, согласились: да, надо, такой раздел включить в документ. И на этом дискуссия закончилась. Вдруг, дня через два  мне звонит помощница Председателя Совмина и говорит: Вы скажите, а я запишу, как надо Крым развивать с учетом экологических аспектов. Пришлось объяснять, что по телефону, в двух словах, это не сформулируешь.

Увы, пока для многих чиновников главное заключается в том, чтобы отчитаться.

-Во многом из-за этого мы имеем то, что имеем — мусорные свалки, перерабатывать которые не знаем как, заиленный Салгир, грязные пляжи и массу других экологических проблем. Но как Центр ноосферологии  и устойчивого развития связан  с этими вопросами?

— Центр — преемник Крымского научного центра, который координировал  научные исследования в области устойчивого развития на территории Крыма. Мы продолжаем эту работу и сегодня. Но, теперь у нас появилась функция, которую мы реализуем в сфере школьного и вузовского образования по теме устойчивого ноосферного развития  Крымского региона. Естественно, экологический аспект в ней занимает большое место. В целом для того, чтобы обустроить регион, или общество в целом, надо развивать три блока – социальный, экономический и экологический. Они взаимосвязаны намного глубже, чем, на первый взгляд, кажется. Поэтому, невозможно заниматься  только экологией. Экологические проблемы переплетены  с социальными, экономическими, хозяйственными вопросами. Большая часть научных работ сотрудников  Центра связана именно с природными ресурсами и экологией. Например, наш руководитель – Александр Иванович Башта — доктор экономических наук, но тема его диссертации связана с возобновляемой энергией. Последние 10 лет темы научных работ многих сотрудников Центра тоже были посвящены  альтернативной энергетике – солнечной, ветровой, биоэнергетике и т.д.  Мы выпустили ряд книг по данной тематике, разработали интересные проекты. Например, по вопросу создания так называемого «умного энергоэффективного дома».

 

Воспитывать надо и родителей, и бабушек, и дедушек...

-Учебник по экологии и сбалансированному природопользованию для школьников 10-11 классов, который подготовлен к изданию – первый в Крыму?

— В печатном варианте – да. Но еще лет 10 назад, вместе с коллегами с географического факультета ТНУ,  где я тогда работал, мы подготовили в электронном виде (на диске),  большой экологический курс для школ, с различными приложениями — рисунками, картами, и даже экологическими песнями. Курс был одобрен Министерством образования Крыма и Комитетом по экологии. Но, денег на создание его печатного варианта никто не дал, хотя мы рассылали диск в различные госструктуры.  Поэтому, мы просто распространяли его по школам полуострова. А нынешний министр образования, науки и молодежи РК Наталья Георгиевна Гончарова инициировала рассмотрение этого учебника на коллегии министерства. Он был рекомендован для преподавания  в средней школе, а деньги для его издания по просьбе Министерства образования выделяет Министерство  экологии и природных ресурсов Республики Крым.

-Что собой представляет эта книга?

— Учебник состоит из двух частей. Первая часть — «Экология и сбалансированное природопользование», где рассматривается широкий спектр теоретических и практических вопросов. Этот материал  ребята будут изучать в 10-м классе.  А вторая часть – «Экология Крыма», предназначена для 11-классников.

-Аналогичные учебники в других регионах России есть?

— Лишь в некоторых. Но, они не охватывают всего блока необходимых вопросов. Например, в нашем учебнике есть раздел  «Управление природопользованием». Там   рассматриваются вопросы организации наблюдений за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг), обработки получаемой информации и принятия решений, направленных на улучшение экологических ситуаций, проведения экологических экспертиз и экологического аудита – процедур, в ходе которых выявляются недостатки проектов развития территории и функционирования предприятий. К большому  сожалению, в Крыму катастрофически не хватает данных о состоянии окружающей среды, в частности о загрязнении многими опасными веществами.

Пятый раздел нашего учебника называется «Экологическая экономика». В нем показывается, что природный капитал (а это не только полезные ископаемые, вода, древесина, о чем знают все, но и работа природных ландшафтов по разложению загрязнений, продуцировании чистого воздуха и чистой воды и т.д.) составляет значительную часть богатства страны. В этом же разделе  показывается, какова роль  рыночных отношений  в решении экологических проблем. В 90-е годы рынок рассматривался целью нашего развития, хотя теперь стало понятно, что он может быть лишь средством, да и то лишь при умелом его использовании (подобно тому, как нож может использоваться для самых разных целей). Например, московский  географ  Б.Б.Родоман в книге «Гуманизм, экология и рыночные отношения» показывает те стороны рынка, которые могут приводить к отрицательным последствиям. «Стремление к разнообразию товаров, поддерживаемое и стимулированное рыночной борьбой за спрос на товар и рост доходов, загрязняет окружающую среду, а связанное с этим оживление экономики в определенной мере есть умерщвление биосферы. Реклама и мода побуждают нас потреблять гораздо больше вещей, чем это необходимо для здорового образа жизни. Производитель не заинтересован, чтобы та или иная модель служила долго; приходится наделять вещь умышленным изъяном или особым элементом, который в своё время сработает, как «ген смерти» в организме. Это так называемое планирование износа и устаревания не только товаров, но, в сущности, всех компонентов современной коммерциализованной цивилизации и культуры, действует как стимул в первоначальном, буквальном смысле латинского слова stimulus – стрекало: оно заставляет обезумевшее стадо бежать в нужном направлении», — считает Родоман.

-Дефицит данных о состоянии окружающей среды существует из-за нехватки специалистов соответствующего профиля?

— Прежде всего, из-за отсутствия средств. Чтобы вести мониторинг окружающей среды, необходимо иметь приборы и оборудование, которых явно не хватает. В Японии и во многих государствах Западной Европы  действуют тысячи автоматических контрольно-измерительных станций, осуществляющих непрерывный мониторинг атмо­сферного воздуха и водоемов. Дисплеи и электронные табло установлены на центральном пункте соот­ветствующей системы и на улицах городов. Информация демонстрируется в виде таблиц, графиков, высвечивается на карте города в виде зон загрязнения. При достижении пороговых уровней концентрации на карте района включается световая сигнализация, местным органам и на соответствующие предприятия отправляются сообщения для устранения критической ситуа­ции. И жители городов могут в любой момент времени получать информацию об уровне загрязнения воздуха и воды, что дает им возможность оценивать ситуацию в интересующих их районах, населенных пунктах и помогает принимать решения при покупке и продаже земельных участков и квартир, а также на выборах в парламент и местные органы власти. Такая ситуация фактически интегрирует экологические, социальные и экономические проблемы, облегчает проведение денежной оценки экологической ситуации. 

-А это уже экономический и социальный аспект.

Крым может стать демонстрационным регионом для решения экологических проблем-Да, здесь  информация о состоянии окружающей среды  «вплетается» в рыночные отношения и становится составляющей общественных дискуссий. Но экологическая информация имеет также политические и даже идеологические аспекты. Например, есть немало научных и публицистических работ, сообщений в средствах массовой информации  о том, что во многих регионах России  очень плохая экологическая ситуация. В западной прессе эти сообщения активно используются для создания негативного образа нашей страны. Разумеется, нам есть над чем работать, чтобы улучшить экологическую ситуацию, в том числе и в Крыму. Но оценка экологической  ситуации складывается  из очень многих составляющих. И по некоторым важным экологическим показателям Россия выглядит совсем неплохо. Например, среди показателей устойчивого развития важное место занимает соотношение величин экологического следа, показывающего степень антропогенной нагрузки на природную среду, и биоемкости – способности ландшафтов страны восстанавливать эти нарушения.   В случае  превышения экологического следа страну называют экологическим должником (и таких стран большинство). Если же имеет место обратное соотношение, страну относят к экологическим кредиторам. Россия относится к кредиторам, то есть тем самым она вносит большой вклад в сохранение биосферы. Конечно, удельные затраты энергии и сырья в России велики, что, несомненно, плохо. Но в современных условиях быстрого совершенствования технологий открываются широкие возможности для ресурсо- и энергосбережения, которое позволит значительно снизить нагрузку на природную среду.

-Состояние окружающей среды сегодня становится одним из решающих факторов развития любого региона, а, следовательно, благосостояния граждан, проживающих на его территории?

-Конечно. «Вплетаясь» в экономику и влияя на ее развитие, экологические знания, экологическая составляющая приобретают новый смысл. В начале 20 века английский экономист Артур Пигу ввел понятие об экстернальных (внешних) эффектах. Например, предприятие  выбрасывает в атмосферу вредные вещества, и они долгое время в экономических расчетах никак не учитывались. Но эти вещества оседают на почве, в  городах, на людях, в конце концов, и т.д. И приводят к большому ущербу, который рано или поздно проявится…

-Например, в увеличении количества больных в лечебных учреждениях ….

— И в этом тоже. Но, этот ущерб никак не отражался в   расчетах стоимости продукции данного предприятия. Эти экстернальные ( внешние)  издержки Артур Пигу предложил включать в себестоимость продукции. В этом случае производство может стать нерентабельным. Чтобы себестоимость не росла, предприятие должно совершенствовать технологию. Но  разработки Артура Пигу долгое время не использовались.

— Получается, что ущерб оплачивался обществом. Например, из бюджета выделялись средства на то же лечение своих граждан.

-Да, это так. И лишь в конце 20 века предприятия стали платить за выбросы загрязняющих веществ. Но и до сего времени не создано совершенного механизма взимания платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды.

-Какова может быть роль Крыма в решении этих вопросов ?

-Крым тоже может стать показательным регионом, площадкой для отработки новых технологий и управленческих решений. О чем, кстати, не раз говорил Николай Васильевич Багров. Наш полуостров, действительно, особый регион, где на довольно маленькой территории имеется уникальное природное, хозяйственное и социо-культурное разнообразие. Это дает возможность проводить наблюдения за реакцией природных и социально-экономических объектов на техногенные воздействия и даже эксперименты в разумных масштабах. Опыт, полученный на территории Крыма, может быть использован в других регионах страны. Мы обязаны сохранить природные и культурно-исторические объекты.

-Может, поэтому и Год экологии объявлен?

— Для привлечения внимания к проблеме – это хорошо. Но для ее решения одного года мало. В этой беседе много говорилось о необходимости рассматривать экономические и экологические вопросы совместно. Их связь необходимо учитывать при решении проблем устойчивого развития. Современный  человек  начинает понимать роль природы, но пока она для него выступает нередко просто кладовой ресурсов, не более того. Многие полагают, что природу нужно любить потому, что она дает ресурсы и делает жизнь богаче. Но этого недостаточно. Как говорил известный французский эколог Жан Дорст, природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что он не может жить без красоты.

 

 

Беседовала Елена ОЗЕРЯН.
«КРЫМСКАЯ ГАЗЕТА»