21-09-2017
Сохраняя наследие Караимов

 

В Евпатории прошел ряд мероприятий, посвященных 180-летию создания Таврического и Одесского караимского духовного правления, 100-летию выхода в печать первого номера «Известий» Таврического и Одесского караимского духовного правления, 230-летию со дня рождения караимского ученого Авраама Фирковича. Об этом сообщил кандидат исторических наук, сотрудник кафедры документоведения и архивоведения исторического факультета ТА КФУ имени В. И. Вернадского Дмитрий Прохоров.

На конференции особое внимание было уделено вопросам истории и преемственности караимов в духовном правлении. Караимы (в переводе с древнееврейского «карай» – буквально «читающие», или «бней Микра», «сыны Священного Писания») – возникшее в Багдаде в начале VIII в. религиозное ответвление иудаизма, доктрина которого основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Ортодоксальными иудеями караизм (караимизм) признается еврейской сектой неашкеназского толка, а современными национальными лидерами караимов Крыма – самостоятельным синкретическим религиозным течением, основу которого составляет Ветхий Завет. Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и Литвы (Тракай, Паневежис).

Дмитрий Прохоров также отметил, что материалы конференции чрезвычайно интересны и важны для изучения истории Крыма. Он предложил обратиться в Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан РК с инициативой о том, чтобы издать отдельной книгой 24-го номера современного журнала «Известия Духовного управления караимов Республики Крым».

В работе форума приняли участие представители Духовного управления караимов Республики Крым, представители религиозных организаций караимских общин Симферополя, Евпатории, Москвы, Киева.

Дмитрий Прохоров посвятил свой доклад деятельности Авраама Фирковича и Шеломо Бейма по сохранению крымского «пещерного города» Чуфут – одного из традиционных мест проживания крымских караимов. Местом отправления религиозных служб караимов является молитвенный храм «кенаса» (до начала XX в. носивший название «синагога»). Наиболее древняя из сохранившихся на полуострове караимская кенаса находится именно на плато Чуфут-Кале – ее сооружение датируется XIV веком.

В XIX – начале XX вв., одно из первых мест по грамотности занимали караимы; значительным было число представителей караимской молодежи, получавших начальное и среднее государственное образование. Среди выдающихся представителей этого народа есть знаменитые математики и этнографы, полководцы и актеры, архитекторы, просветители, врачи, театральные деятели и т. д.

С докладом, посвященным первому журналу караимов в Крыму «Известия караимского духовного правления» выступила доктор филологических наук, профессор кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики факультета славянской филологии и журналистики ТА КФУ Наталья Яблоновская.

СПРАВКА: Караимы — это один из древних народов нашей планеты, многовековая история которого вызывает пристальный интерес исследователей. Наряду с крымчаками и крымскими татарами караимы признаны старожильческим народом Крыма.

В настоящее время караимы компактно проживают в крымских городах: Бахчисарай, Евпатория, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Ялта. Евпатория и Симферополь — центры караимской жизни Крыма. По данным переписи 2014 г. на полуострове насчитывается всего 535 караимов. В Евпатории находится комплекс кенас (Соборная и Малая), памятник архитектуры начала XIX века, который был закрыт при советской власти, и вновь возрожден 13 сентября 2005 года, а также караимская национальная библиотека «Карай-Битиклиги».

 

Пресс-служба КФУ