10-07-2015
Сергей Юрченко: «Нам есть что предложить России и всему миру»

 

После воссоединения Крыма с Россией на международных конференциях зарубежные ученые не раз говорили мне на русском языке два слова:
«КРЫМ НАШ»

 Крымский федеральный университет – не только главный интеллектуальный центр полуострова. Его известность простирается далеко за пределы Крыма и России. Сегодня выпускники вуза успешно работают по всему миру – в Америке, Европе, Азии, Африке, Австралии. И их не десятки, не сотни, а тысячи.

Даже сегодня, в условиях жестких международных санкций, в университете учатся студенты из 53 стран мира.

Какую роль может сыграть Крым в новейшей истории России? Какие цели ставят перед собой инициаторы антикрымских санкций, и что мы можем им противопоставить? Что привлекает к нам иностранных студентов? Об этом и многом мы беседуем с проректором КФУ по международной деятельности и информационной политике, профессором, доктором политических наук Сергеем Васильевичем Юрченко.

 ТРИ КРУГА МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– На мой взгляд, в условиях санкций международная деятельность университета должна вестись в трех концентрических кругах, – говорит Юрченко. – Прежде всего следует обратить внимание на ближний круг — бывшие советские республики, с которыми нас объединяют мощные культурно-цивилизационные основы и общее историческое прошлое. В первую очередь, это Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, в известной степени — Грузия. Кроме того, это непризнанные или частично признанные государства – Приднестровская Молдавская республика, Абхазия, Южная Осетия.

Здесь, внутри этого первого концентрического круга, нам нужно работать особенно активно — и в плане обмена специалистами, и в плане набора студентов, и в плане проведения различных совместных международных мероприятий — встреч, конференций, симпозиумов.

Особо следует остановиться на наших задачах на «украинском направлении». 23 года, на протяжении которых Крым находился в составе государства Украина, это значительная часть жизни многих людей. За это время между Крымом и Украиной сформировались значительные личные, культурные, научные, образовательные связи, потеря которых была бы нецелесообразной ни для Крыма, ни для России, ни для разумных людей на Украине. И мне кажется, что Крымский федеральный университет, обладая опытом общения с соответствующими украинскими структурами, мог бы взять на себя ведущую роль в поддержании этих связей.

Не следует забывать и о том, что сегодня в КФУ обучаются более 1200 студентов из Украины — отличное подтверждение тех самых теснейших связей, о которых я говорю. Это самая многочисленная группа иностранных студентов, в отношении которой необходимо особое внимание.

– Кто входит во второй концентрический круг?

– Он включает в себя государства Азии, Африки, Латинской Америки. В советские годы мы активно готовили кадры для многих развивающихся стран. Нас хорошо знают в Индии, Вьетнаме, Египте, Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, на Кубе. Там работают сотни специалистов, которые в свое время получили образование в вузах, входящих сегодня в Крымский федеральный университет. Недавний визит к нам марокканской делегации, в ходе которого была озвучена идея о создании филиала КФУ в этой стране, лишний раз подтвердил: нас знают, о нас помнят, у нас добрая репутация. Причем сегодня те наши выпускники, которые заканчивали советские вузы в семидесятые годы прошлого века, часто занимают в своих государствах позиции, с которых решаются многие важные вопросы. И это ресурс, который нельзя недооценивать.

Особо следует отметить важность участия КФУ в образовательных, научных и культурных программах государств БРИКС, сотрудничество между которыми получает всё новые измерения, в частности, в форме сетевого университета.

– Ну и, наконец, третий круг.

– Это государства Запада – в первую очередь, Соединенные Штаты Америки и европейские страны, которые в настоящее время занимают позицию, препятствующую развитию Российской Федерации, Крыма и, соответственно, Крымского федерального университета. Как результат, мы больше не можем участвовать в таких проектах, как «Темпус», «Эразмус мундус» и ряде других.

Но и этот «враждебный круг» нуждается в дифференциации. Ибо одно дело — официальная позиция властей того или иного государства, а другое — мнение общественности, экспертов, ученых, простых граждан. После воссоединения Крыма с Россией на различных международных конференциях ко мне не раз подходили специалисты из Америки, Европы, Азии, которые на русском языке, пожимая мне руку, говорили два слова: «Крым наш». Поэтому и здесь мы обязательно должны сохранять и развивать наработанные связи, а если это сложно – консервировать их до лучших времен.

 НАШИ ВЫПУСКНИКИ ПРЕКРАСНО ЗАРЕКОМЕНДОВАЛИ СЕБЯ ПО ВСЕМУ МИРУ

– Как бы вы в связи с этим сформулировали задачи Департамента международной деятельности и информационной политики КФУ?

– Мы должны стремиться к увеличению количества иностранных студентов, обучающихся в нашем вузе. И дело здесь даже не столько в том, что они платят за обучение, сколько в том, что, обучаясь у нас, они узнают настоящий Крым, настоящую Россию, пользуются плодами великой российской культуры и великого российского образования. И значит, потом, возвращаясь на родину, становятся нашими союзниками.

Вторая важнейшая задача — расширение академических обменов, чтобы наши профессора, преподаватели, студенты могли ездить в другие страны для обмена опытом и учебы, а мы, наоборот, принимали иностранных преподавателей и студентов здесь, у нас в Крыму. Ну и, наконец, задача номер три — проведение международных встреч, симпозиумов, конференций с участием представителей разных стран.

– Насколько серьезные сложности создали для крупнейшего крымского вуза международные санкции? И как их удается преодолевать?

– Безусловно, они осложнили нашу работу. Достаточно упомянуть хотя бы проблему признания дипломов. Особенно острой она была в Медицинской академии им. С.И. Георгиевского — иностранные студенты беспокоились, что после возвращения на родину не смогут работать по профессии с дипломами КФУ. Однако хочу отметить, что постепенно эта проблема решается. Так, например, недавно о признании дипломов Медицинской академии КФУ нам сообщили из посольства такой крупной страны, как Индия.

Второе обстоятельство, которое вызвало определенные трудности, касается того, что в Крыму перестали действовать международные платежные системы, что поставило в трудное положение многих иностранных студентов, получавших средства от родственников.

Наконец, можно отметить тот факт, что многие иностранные студенты обучались в Крыму на основе межгосударственных соглашений, которые предусматривали обучение в государстве Украина. Поэтому после воссоединения Крыма с Россией они просто вынуждены были покинуть территорию Крымского полуострова и продолжить обучение в вузах Украины.

Разумеется, есть и другие факторы, связанные, скажем, с транспортной блокадой Крыма, недружественными действиями некоторых органов зарубежных СМИ и другими обстоятельствами.

Тем не менее, несмотря на все эти трудности, мы рассчитываем в этом году принять на подготовительное отделение и первый курс Крымского федерального университета порядка 700 иностранных студентов. Эта уверенность зиждится прежде всего на том, что мы готовим высокопрофессиональных специалистов, которые за несколько последних десятилетий прекрасно зарекомендовали себя по всему миру.

– Из каких стран в КФУ сегодня больше всего иностранных студентов?

– По состоянию на первое июня у нас обучается 2871 иностранный студент. Как я уже говорил, больше всего — 1251 — из Украины, 621 — из Индии, 295 — из Узбекистана, 189 — из Нигерии, 128 — из Иордании. Всего же у нас обучаются студенты из 53 стран мира.

– Почему иностранные студенты выбирают для учебы именно Крым даже несмотря на международную блокаду полуострова?

– Во-первых, у нас богатейшие традиции подготовки иностранных студентов. Во-вторых, мы создали собственную школу обучения иностранцев — причем, как на русском, так и на английском языке. У нас высокопрофессиональные кадры, две трети преподавателей — доктора и кандидаты наук, КФУ обладает серьезной материальной базой. У нас великолепная научная библиотека. Все это создается не год, не два и не три, для этого нужны десятилетия.

Кроме того, как бы банально это ни звучало, Крым – это юг, это солнце, это благоприятные климатические условия, которые также важны при выборе места обучения — особенно студентами из теплых стран.

 В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Следующий вопрос — не как к проректору, а как к профессору, доктору политических наук, заведующему кафедрой политических наук и международных отношений Таврической академии. На что, на ваш взгляд, рассчитывают инициаторы антикрымских санкций, ведь, думается, даже им очевидно, что вернуть Крым в состав Украины не удастся?

– Наверное, инициаторы санкций надеются на то, что смогут с их помощью изменить политику России, опираясь на некоторые группы внутри российской политической элиты.

Нынешняя ситуация отражает системный конфликт того мира, в котором мы жили последние годы. Ядро этого мира, то, что называют Западом, сегодня находится в кризисе, который проецируется на остальной мир, и который можно преодолеть только за счет кого-то другого. И на роль этого «другого» назначена, в том числе, Россия – страна-континент с огромными ресурсами, так необходимыми для капиталистической экономической системы, которая у нас стыдливо называется в последние годы «рыночной экономикой».

При этом одновременно следует отметить, что, на мой взгляд, в России сейчас ощущается кризис смыслов, кризис некоего единого проекта, на который должна работать страна, включая ее образовательные и научные учреждения. Проекта, который сплотит людей в единую общность и позволит выстоять во всех тех сложностях, с которыми мы, несомненно, столкнемся в обозримом будущем. Среди политологов-международников существует много сторонников достаточно жестких сценариев развития событий. В известном смысле международные санкции, о которых мы говорим, можно рассматривать как оружие массового поражения, ведь в той или иной степени они бьют по каждому из нас. В моем понимании, противостояние ужесточается, и это долговременная тенденция, которая требует разумной, взвешенной, но оперативной реакции.

Может ли Крымский федеральный университет, его сотрудники, сыграть какую-то роль в создании тех самых смыслов, которых так не хватает современной России?

Мы работаем в сфере науки и образования – фундаментальной сфере, одна из главных задач которой как раз и заключается в создании этих смыслов. Прибавьте к этому обстоятельству тот факт, что Крым — это особенно важный, как сейчас говорят, сакральный регион России — здесь сосредоточено множество святынь, без которых немыслимы ни история, ни культура нашей страны.

Важным является и тот факт, что, находясь в составе Украины, защищая там свои интересы, отстаивая свою уникальность, Крым отточил многие механизмы, важные для всего российского государства и, еще шире — для всего Русского мира.

Наконец, Крым — это в известном смысле островная территория, а островная территория всегда подразумевает большую терпимость между людьми, которые на ней живут. И значит, мы можем предложить всей России наш опыт общей жизни представителей самых разных национальностей.

Беседовал Александр Мащенко, медиа-центр КФУ