mini
23-12-2015
Проверим теорию на практике!

 

Сегодня в России не так много вузов, где студенты могут не только учиться, но и получать практические навыки по своей специальности. Один из таких вузов – Академия биоресурсов и природопользования КФУ им. В.И. Вернадского. Редакция портала «Российское образование» предлагает своим читателям совершить виртуальную экскурсию по Академии биоресурсов и природопользования. Но прежде чем мы отправимся на эту экскурсию, откроем небольшой секрет.

Студенты Академии считают, что им очень очень повезло. Во-первых, они учатся в одном из старейших учебных заведений Крыма, которое по праву считается одним из лучших в своей отрасли. Второе преимущество «аграрки», как называют АБиП студенты и преподаватели, – это уникальная возможность сочетать обучение и работу, причем не только в рамках классической практики. И, наконец, еще один несомненный плюс, который ценит молодежь от первого и до последнего курса: здесь интересно не только трудиться, но и отдыхать. Кружки, секции, театр, хор, команды КВН – это далеко не полный перечень «активностей». Итак, обо всем этом (а также о многом другом) подробнее в нашем репортаже.

001    История Академии биоресурсов и природопользования КФУ им. В.И. Вернадского началась почти столетие назад – в 1918 году. В течение этого времени менялись официальные названия вуза, но традиции качественного образования остались неизменными.

Начиная с 80-х годов прошлого века Крымский сельхозинститут (так в этот период называлась Академия) входил в десятку лучших вузов Советского Союза.

В течение последних десятилетий ему пришлось пережить сложные времена, но сейчас открылась новая страница в истории вуза: он вошел в состав КФУ им. В.И. Вернадского.

«Мы получили возможность развиваться, – подчеркнул директор АБиП, депутат Государственного Совета Республики Крым Сергей Додонов. – В нашем университете выделено три приоритетных блока: медицина, аграрная сфера и точные науки, физтех. Это связано с теми направлениями, по которым развивается наш регион и, конечно, КФУ поддерживает эту работу».

Современное название Академии напрямую связано с задачами, которые решают ее преподаватели и студенты: знание биоресурсов, бережное отношение к природе, умение хранить и преумножать ее богатства.

«Все знают о том, что Крым – это цветущие сады, это парки, многие из которых были заложены еще давно, поэтому наши студенты могут получить образование по специальности «Ландшафтная архитектура» (профиль «Садово-парковое и ландшафтное строительство»), – рассказал Сергей Додонов. – Но ведь в нашем регионе, на Южном Берегу есть еще и леса – и в Академии, соответственно, есть специальность «Лесное дело». Вуз у нас многопрофильный, мы учим будущих агрономов, ветеринаров, механизаторов, экономистов, специалистов по землеустройству»…

Один из главных принципов обучения в АБиП – неразрывная связь теории и практики.

0126Студенты в прямом смысле слова из-за парт идут в поля, чтобы подкрепить свои знания необходимыми навыками, или отправляются на собственную ферму вуза.

В огромном учебно-производственном комплексе, который находится рядом с Академией, найдется возможность для того, чтобы все смогли проверить теорию на практике: 2,5 тысячи гектар земли, 1400 голов крупного рогатого скота – все это в распоряжении студентов и их преподавателей.

Будущие агрономы выходят на опытные поля и видят, как происходит развитие растений, как идет борьба с вредителями – такой опыт для ребят действительно неоценим. А на практику они могут поехать в другие регионы и углубить свои знания, получить новые впечатления. Так, студенты «аграрки» уже побывали в Оренбурге, в Ставрополье, в Иркутске, а в 2015 году 80 звеньев работали на уборке зерновых в ГУУ «Крымский элеватор».

«Академия не смогла бы выступать достойные кадры без своих практических навыков на производстве, – убежден кандидат сельскохозяйственных наук, директор научно-технологического животноводческого центра Академии биоресурсов и природопользования КФУ им. В.И. Вернадского Роман Филонов. – Для ветеринаров, к примеру, у нас есть превосходный клинический корпус с аудиториями, куда ежедневно приезжают на практические занятия ребята. Они занимаются под руководством преподавателей, проводят все необходимые манипуляции. И механикам есть, где разгуляться: своими руками они могут все собрать, разобрать, посмотреть, как все работает».

Кстати, именно здесь, на ферме Академии выпускают продукцию, которую очень любят жители Симферополя: молоко, творог, сметану, масло и кефир – и все это под собственной торговой маркой вуза!

Ежедневно на ферме перерабатывается около 6–7 тонн молока, и в производстве участвуют, конечно, и сами студенты. Причем не только в рамках классической практики, но и как штатные сотрудники – они получают за свой труд зарплату, постоянно повышают свою квалификацию.

0031e5Все, как на настоящем производстве: если ребята работают, если они активны, то для них предусмотрена мотивационная программа: повышенные стипендии, материальная помощь и т.д. Студенты второго курса могут рассчитывать на дополнительные выплаты в размере 2 тысяч рублей в месяц, старшекурсники – до 4,5 тысяч рублей, магистранты, которые занимаются и наукой, и общественной деятельностью – от 7 до 13 тысяч рублей.

«В нашем вузе всегда было престижно учиться, — рассказывает студент 4 курса факультета землеустройства и геодезии Виталий Гудняк. – Студенты могут реализовать себя в любой сфере – и в учебе, и в общественной деятельности, и в организации различных мероприятий. Мы стараемся заниматься всем – благо, есть такая возможность».

Действительно, студенты «аграрки» уверены в своем завтрашнем дне: в АБиП открыты учебные классы, которые курируют ведущие товаропроизводители регионов. Так, например, подготовить молочников помогают компании «ДеЛаваль» и «Молочный выбор», «Россельмаш» открыл отдельный класс для будущих механизаторов, закуплены симуляционные тренажеры для трактористов и машинистов, симуляторы большегрузных автомобилей.

«Мы хотим, чтобы наши выпускники были мастерами на все руки, – подчеркнул Сергей Додонов. – Чтобы агрономы, к примеру, понимали, что такое трактор и как им управлять, ведь не исключено, что впоследствии они сами будут фермерами, собственниками хозяйств, поэтому должны уметь справляться с разной работой».

Кроме того, в Академии ведется курс повышения квалификации для трактористов и машинистов современных сельхозпредприятий – они учатся работать на новой современной технике.

В рамках программы развития КФУ развивается и профориентационная работа с потенциальными абитуриентами – учениками 10–11 классов.

На факультете ветеринарной медицины готовят не только ветврачей, но и специалистов ветсанэкспертизы, которые будут осуществлять контроль за качеством продукции, поступающей как от российских, так и от зарубежных производителей, и обеспечивать ее безопасность.

Студенты этого факультета изучают по программе мелкий и крупный рогатый скот, но впоследствии при вузе будет создана клиника для лечения мелких домашних животных – это, по мнению руководства Академии, позволит ребятам получить хорошую практику в различных сферах деятельности.

002cВ АБиП развиваются и новые перспективные направления: так, сегодня уже ведется работа по созданию опытного полигона по эфиромасличным культурам. В распоряжении вуза есть земли, которые нельзя эффективно использовать для производства сельхозпродукции, но зато там можно выращивать розы, лаванду – и таким образом, с одной стороны, удастся расширить спектр подготовки студентов, а с другой – развивать собственные бренды КФУ и выпускать парфюмерную продукцию, розовую воду и т.д.

Еще одно важное направление работы – развитие и модернизация винодельческой отрасли.

В перспективе – выращивание субтропических культур, которые помогут решить проблему импортозамещения.

«У нас есть наработки, как выращивать в Крыму лимоны, хурму, инжир – они будут востребованы и у нас, и будут поставляться в другие регионы России», — считает Сергей Додонов.

Перечень специальностей Академии соответствует сегодняшним актуальным потребностям. Так, например, студенты факультета землеустройства и геодезии могут проходить практику в Крыму: заниматься строительством новых объектов, федеральных трасс, приведением в порядок кадастровых номеров и т.д.

004a0Как считает директор АБиП, «аграрка» может быть уверена в завтрашнем дне: студенты и выпускники Академии востребованы, у них нет проблем с трудоустройством, и поэтому потом абитуриентов не иссякнет.

Как мы уже говорили, студенты Академии умеют не только учиться и трудиться, но и отдыхать.

На сегодняшний день здесь открыты 10 секций и творческих коллективов, в том числе народный хор «Золотые колосья», который, как считают в «аграрке», не имеет равных себе ни в одном учебном заведении Крыма.

В студенческом театре «Тринадцать» ставят различные спектакли, а танцевальный коллектив «Вистерия» уже не первый год радует зрителей своими выступлениями.

Регулярно в АБиП проводятся различные конкурсы, фестивали, в том числе КВН (кстати, команда «аграрки» с говорящим названием «Рабочий класс» всегда занимает высокие места в региональных состязаниях).

Здесь работает собственное студенческое телевидение – «Аграрка-ТВ», масштабный проект, известный далеко за стенами вуза. Регулярно проводятся мультифестивали – «Агроимперия», Communication, спортивные соревнования и множество других мероприятий.

«Когда я поступил в Академию, моя жизнь изменилась, – делится впечатлениями Сергей Кочнев, студент 4 курса факультета лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства АБиП. – Здесь очень интересно, очень комфортно учиться и общаться, в «аграрке» своеобразная атмосфера – мы все как одна большая семья, все друг друга знают, все друг другу помогают».

«Такого духа единства, как у нас в «аграрке», нет нигде, – уверен и директор АБиП Сергей Додонов. – Тот, кто даже случайно попадает на нашу территорию, тот «переопыляется», заражается, и получается некоторый гибрид. А гибрид, как мы знаем, всегда жизнеспособнее, чем культура в чистом виде. Ребята уходят от нас уверенными в себе, в своих профессиональных навыках – и за это тоже спасибо нашей Академии и всем, кто здесь работает и учится».

ПОРТАЛ «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»